Шива натараджа. Среди огромного пантеона индуистских богов самыми почитаемыми считаются брахма, Вишну и Шива.
Как считают ученые, Шива вошел в индуизм из культа еще доарийских богов. Ему поклонялись дравиды - народ, населяющий сейчас преимущественно южную Индию и резко отличающийся по языку и внешнему виду от обитателей севера полуострова индостан.
Шива, как считали дравиды, был богом - шаманом. Он олицетворял вечное движение, космический поток, который сметал все сущее на земле, чтобы тут же вновь сотворить его. Именно в этом качестве Шива и вошел в пантеон индуистских богов. Самый известный его образ - это Шива натараджа (Шива - царь танца. Он самозабвенно танцует, одновременно созидая и разрушая.
Статуэтка танцующего Шивы выставлена в национальном музее Индии в дели. Она датируется началом XII века и считается одним из самых известных шедевров индийского искусства. Статуэтка была создана во времена правления династии чолов, представители которой, способствуя распространению культа Шивы, возводили в его честь величественные храмы. Изображение танцующего бога, принадлежавшее одному из храмов Тамилнада, является прекрасным образцом бронзовой пластики и отличается совершенством техники.
Четырехрукий Шива изображен на ней во время своего космического танца, имеющего глубокий религиознофилософский смысл. Творец всего сущего держит в правой верхней руке барабанчик в форме песочных часов (Дамару), звуки которого начинают творение мира. В левой верхней руке - пламя, которым Шива разрушает вселенную. Барабан - символ созидания, огонь - символ разрушения. Нижняя правая рука, обвитая змеей, сложена в жесте Абхая - мудра, который означает защиту от зла и невежества. Нижняя левая рука указывает на приподнятую ногу, что символизирует процветание и освобождение. По другой интерпретации, она указывает на землю, напоминая о том, что существуют реальные вещи, которые нужно осознавать, в отличие от тех, что создаются разумом. Правой ногой Шива попирает символ невежества и эгоизма - демона - карлика апасмару. Волосы Шивы убраны в сложную прическу в виде трехступенчатого плюмажа на темени. В переплетениях замысловатой прически можно рассмотреть серп ущербной луны, цветок ядовитого дурмана, череп, змею и маленькую женскую фигурку - богиню Гангу. Согласно мифу, небесная река Ганг, низвергнувшаяся на землю, была принята Шивой на свою голову, что предотвратило страшные разрушения.
На статуэтке пляшущего Шивы можно разглядеть различные драгоценности: пояс, браслеты на запястьях, предплечьях и щиколотках (последние с бубенцами), в левом ухе божества - большая серьга (Патра - кундала.
Вокруг Шивы натараджи арка из огней, которые олицетворяют круг сансары (круговорот рождения и смерти), сжигаемой его танцем, дарующим освобождение страдающей душе. Существует и другое объяснение: пламя показано в движении вокруг тела Шивы, который воплощает в себе вселенную. Таким образом создается впечатление, что Шива находится внутри огненного круга.