Красивые прически

Прически на каждый день. Пошаговые руководства, советы и мастер-классы

Прическа замужних женщин. Права и обязанности женщины у казахов.

23.01.2016 в 11:28

Прическа замужних женщин. Права и обязанности женщины у казахов.

Социальный статус казахской женщины в замужестве.

Молодые замужние женщины с 25 до 30 лет находились в возрастной группе "Келиншек". Женщины в возрасте от 30 до 45-50 лет находились в группе "Сары Карын", а после 50-55 лет переходили в последнюю возрастную группу "байбише". Каждой возрастной группе соответствует свой социальный статус, предполагающий определенный набор прав и обязанностей женщины в семье мужа.Только в том случае, если социальный статус девушки в семье родителей был достаточно высок, то после заключения брака статус женщины в семье мужа заметно понижался. Это выражается и в ограничении личной свободы женщины, наложении на нее ряда поведенческих запретов, по крайней мере до рождения первого ребенка или до момента беременности.

Все интересы женщины после брака должны были быть подчинены интересам новой семьи. Запреты в поведении и новые нормы этикета, которым следовала замужняя женщина, были следующие: женщина обязана была избегать и не называть по имени отца мужа, ей запрещалось называть имена братьев мужа, она должна была подбирать для них подходящие прозвища, даже имя самого мужа женщине запрещалось произносить, ей приходилось заменять личное имя мужа нарицательным или называть его отцом своих детей. Молодая невестка была обязана полностью подчиняться свекрови, слушать ее наставления и выполнять все домашние и хозяйственные работы, на которые та ей укажет.

Кроме этого, Келин (невестка, сноха) соблюдала ряд обязательных этикетных норм в каждодневном поведении: она была обязана раньше всех вставать, готовить чай, приветствовать старших родственников, всегда вести себя скромно, не вступать первой в разговор, а только отвечать на заданные вопросы.

Все эти традиции, хотя и в редуцированном виде, сохраняются до настоящего времени. Но какой в них смысл? Что заставляло людей запрещать молодой женщине называть имена мужчин в семье своего мужа или избегать встреч с главой семьи? Корни этого обычая в глубокую древность уходят. Девушка, вышедшая замуж, считалась чужой в роду своего мужа, по крайней мере, до рождения у нее ребенка, что могло расцениваться как приобщение к крови этого рода. А чужак опасен всегда. Запрет на называние имен членов семьи является мерой вынужденной, направленной на предохранение их от возможного негативного воздействия чужака. Нарушая запреты, женщина наносила вред не столько самой себе, сколько всей семейно - родственной группе мужа. С возрастом женщина все больше приобщалась к роду мужа, поэтому ряд запретов смягчался или исчезал вовсе.

Впрочем, не нужно думать, что молодые девушки - невестки становились в семье мужа подневольными служанками, жизнь которых была исключительно строго регламентирована. Часто свекровь принимала жену своего сына тепло, относилась к ней как к дочери, обучала ведению хозяйства, внушала необходимые нормы женского этикета. Девушки, особенно в первый год замужества, редко обременялись домашним трудом и проводили больше времени в обществе своих сверстниц, постепенно вникая в правила поведения в новой семье.

Таким образом, если девушка обладала необходимыми человеческими качествами, то достаточно быстро завоевывала доверие и любовь как старших родственников мужа, для которых она и была Келин, так и младших братьев и сестер своего мужа, для которых она становилась заботливой женге.

Переходным моментом считалось не просто вступление девушки в брак, а рождение ею первого здорового ребенка. Это событие изменяло не только статус самой женщины, но и статус ее мужа, семьи в целом. То, что рождение женщиной первого ребенка имело для нее большое значение, четко прослеживается и в особенностях женского костюма в первый год замужества: в переходный момент от девичества к материнству. Иногда в течение года, то есть в тот срок, за который молодуха должна родить первого ребенка, женщина продолжала носить девичье платье с оборками и свадебный головной убор с? Укеле или, по крайней мере, шаль от него - жаулы? , А сам головной убор надевала только в торжественных случаях. Смена головного убора чаще всего происходила после объявления о беременности женщины или сразу после первых родов. Снятие головного убора невесты сопровождалось особым обрядом: все женщины аула собирались на угощение, устраиваемое свекровью молодухи, и снимали с молодой женщины головной убор невесты, заменяя его новым убором замужней женщины. Этот обряд подтверждал право молодухи называться замужней женщиной.

В случае если девичьи головные уборы были однотипны, то головные уборы замужних женщин имели территориальные различия, но всегда шились из белой ткани. На большей части Казахстана замужние женщины носили кимешек, который плотно облегал голову и закрывал шею, грудь, плечи. Детали и украшения кимешека менялись в зависимости от возраста женщины. У молодых женщин он был богато украшен вышивкой, кораллами, серебряными бляшками, жемчугом.

С возрастом количество украшений на кимешеке уменьшалось. Когда женщина выходила из фертильного возраста, она носила белый головной убор, иногда украшенный простой вышивкой, выполненной белыми нитками. В западном Казахстане у некоторых родовых групп кимешек был неизвестен, замужние женщины носили сложенный по диагонали белый платок жаулык, концы которого перекрещивали на груди. Верхнюю часть женского головного убора представлял тюрбан: его форма, название и способы ношения различаются в зависимости от места проживания и родовой принадлежности женщины.

С возрастом изменялась и прическа женщины. Лишь в том случае, если в девичестве казахские девушки носили мелкие косички, часто скрепленные в одну или две косы с украшениями на концах, то после вступления в брак молодые женщины заплетали только две косы на прямой пробор. В костюме девушки и женщины, находящихся в репродуктивном периоде, преобладал красный цвет как распространенный среди народов тюркского мира символ плодородия и способности к деторождению. С возрастом у женщины наблюдается постепенное снижение фертильности. В костюме женщины после 30 лет красные тона уступали место более спокойным цветам, носить в этом возрасте одежду красного цвета с большим количеством украшений считалось уже неприличным. Молодые и среднего возраста женщины с конца XIX века стали шить платье - койлек по новому покрою: отрезным, с лифом и с отрезной по талии юбкой. Пожилые женщины предпочитали пла - тья старого образца: туникообразного покроя, сшитые из темной тка - ни с практически полным отсутствием каких-либо украшений (ис - ключением являлась нагрудная нашивка онир.

Чем старше становилась женщина, тем меньше украшений она носила. Часть украшений пожилая женщина дарила своим невесткам и дочерям, часть откладывала для раздачи своим сверстницам во время ее похорон. В итоге старые женщины снимали с себя практически все украшения, оставляя лишь необходимый минимум - кольца, браслеты, так как в традиционной культуре женщина, не носящая вообще ювелирных украшений, считается нечистой, не имеющей права даже готовить пищу.

Переход в возрастную группу Сары карын, что значит "Женщина в Годах (Много Рожавшая)", предполагал наличие у женщины значительного жизненного опыта и взрослых детей. К этому времени ее статус поднимался в семье мужа заметно. Теперь она не была уже младшей невесткой: если у мужа были младшие братья и к этому времени они женились, то в общей социальной иерархии женщин семьи их жены становились младшими снохами. А если сын был единственный или младший у родителей и обязан был жить вместе с ними и наследовать хозяйство отца, то свекровь, как правило, смягчалась в отношении "Повзрослевшей" невестки, которая постепенно становилась хозяйкой дома. Свекровь старела и перекладывала обязанности по ведению домашних и хозяйственных работ на плечи невестки, сосредоточиваясь больше на воспитании внуков.

В этот период жизни женщины полностью переходили в статус женге - жен старших родственников. Этот статус был заметно выше статуса просто замужней женщины, более того, женге и сама могла уже быть свекровью, а следовательно, вступала в специфическую сферу статусного общения младшей женщины в семье - невестки и старшей - свекрови. Женге принимали активное участие в свадебных обрядах, в некоторой степени выступая инициаторами тайных встреч жениха и невесты с целью приобщения их к традиционным нормам сексуальных взаимоотношений.

Некоторые предписания в поведении замужней женщины становились необязательными, скажем, для вдовы. У казахов был такой обычай: когда молодая женщина встречалась с мужчиной солидных лет, она становилась на правое колено и оставалась в таком положении до тех пор, пока не проедет или не пройдет этот мужчина. Ответом со стороны мужчины должно было быть легкое кивание головой и пожелание долгих лет жизни. Такое почтение женщин к мужчинам называлось "Преклонить Колено". Все эти почести воздавались мужчинам до тех пор, пока женщины были замужем, но в случае вдовства женщины могли пренебречь этим обычаем.

Прическа замужних женщин на руси.


Прическа замужних женщин на руси. В славянской традиции (у восточных славян) прически девичьи и замужних женщин значительно разнились между собой.

Девушки не закрывали волос головным убором, замужние же тщательно их прятали.

Древнейшей девичьей прической у восточных славян были распущенные волосы.

Девушки в Архангельской губ. в 1880-х годах ходили обычно с одной косой, спущенной по спине, с вплетенными в нее яркими лентами, но когда в праздник надевали повязку или чёлку , то, по старинному обычаю, волосы не заплетали в косу, а распускали.

Венчали и хоронили девушек также с распущенными волосами. Во время траура, а также при выполнении некоторых обрядов, например опахивания, девушки распускали волосы.

С этим связан особый тип девичьего головного убора в виде перевязки из ткани, обруча из луба или из другого материала, венка, венца и тому подобного, как бы сдерживающего распущенные волосы. Верхняя часть головы оставалась открытой.

Заплетание волос в одну или две косы — более поздняя восточнославянская прическа. У русских преобладала девичья прическа в одну косу (поэтому девушка называлась «однокоской»). Плетение косы в четыре-семь прядок было в обычае у южных великорусок.

Первое заплетение косы девочки означало ее переход в новую возрастную категорию. Пока ей подрезали волосы, она была "дивчинкою", а как только ей заплели косу, она становилась "дивкою", девушкой на выданье. Заплетение первой косы совпадало с переодеванием в «женскую одежду», с надеванием венка на голову по достижении девушкой брачного возраста, т.е. 13 — 16 лет.

В некоторых местах после рождения девочки плели из соломы косу, вкладывали в нее монету и вешали на дерево перед домом, чтобы девочка счастливо дожила до девичества.

Девочке в пять лет сплетали волосы "в крест", беря пряди спереди, с затылка, затем с правого и левого уха, связывали их посередине, приговаривая: " как связаны волосы, так бы хлопцы вязались ".

Коса символизирует готовность девушки к браку, лента в косе была знаком того, что девушка на выданье. Со дня просватанья лента заплеталась только в полкосы, к ней крепился знак просватанья - длинная широкая лента. Длинная коса — предмет гордости и особой заботы девушки, ее украшение. За волосами тщательно ухаживали, считая, что чем длиннее коса, тем девушка лучше.

Обычной прической славянских замужних женщин (особенно русских) еще в XIX в., а местами и в начале XX в., были две косы, заплетенные по бокам и уложенные на голове, причем нередко при этом спереди получалось возвышение — рога.

Среди белорусов и украинцев часто встречался обычай укладывать волосы, наматывая их на обруч, а не заплетая.

У восточных славян был обычай подстригания и даже бритья волос у замужней женщины. Последнее практиковалось в древнем Новгороде, но не одобрялось церковью.

В западных областях Украины, от Волыни до Карпат, существовал обычай подрезать волосы замужних женщин до уровня ушного отверстия.

Замужние всегда тщательно прятали волосы под головной убор. Ходить с непокрытой головой и даже "засветить волосом" — т. е. выставить наружу волосы—считалось для замужней женщины позором у всех восточных славян; "окосматить" же её, т.е. сорвать насильно головной убор — обидой и даже преступлением еще во второй половине XIX в. Женщина могла в таком случае обратиться в суд, требуя денежного возмещения за «бесчестие».

У русских (Тверская губ.) женщине запрещалось выходить простоволосой во двор, к скотине, так как существовало поверье, что «дворовой рассердится» и скотина " водиться не будет ". "Если свекор увидит, что молодуха без сборника вышла,— вспоминая прошлое, рассказывают старухи,— то кнутом отхлещет".

У украинцев также имелось поверье, что если замужняя женщина выйдет в сени, не покрыв голову платком, то домовой " потянет ее на чердак ". По народным представлениям простоволосая замужняя женщина вызывала неурожаи хлеба, болезни людей и скота.

Автор: В. Карнач (по материалам Масловой Г.С., Усачёвой В.В.).

Прическа замужней женщины. История причесок славянок

04 декабря

Прическа замужней женщины. История причесок славянок

Волосы для славян являлись не только обязательным атрибутом, дарящим красоту, но и несли особый сакральный смысл. Собранные в различные прически локоны могли означать скорбь, радость или выражать желание и любовь. Подобные знания сегодня могут не только обогатить интеллектуальный багаж современных женщин, но и помочь в их личной жизни.
Коса – как много в этом слове
Коса является самой распространенной прической среди славян всех групп. Особенно значительно и символично было первое плетение, обозначавшее переход девочки в новый для нее статус. Как только ей переставали подстригать кончики, она становилась девушкой на выданье.
Прическа замужней женщины. История причесок славянокНакануне свадьбы славянки расплетали косу невесте и плели из них две новые, символизирующие начало новой жизни с мужем и будущими детьми. При этом замужние женщины не имели права носить одной косы, так как это сулило смерть мужа. После свадьбы девушка оборачивала волосы вокруг головы и прятала под головной убор или скрепляла лентами.
Также плохим знаком являлось плетение двух разных по толщине кос. Подобные случаи сулили повторное замужество, причем с мужчиной, бывшим уже в браке, но потерявшим жену из-за ее смерти.
Тугие хвосты встречались редко, так как считалось, что они сулят проблемы с устройством в жизни, а также препятствовали женскому счастью.
Обережные прически
Славянки верили, если сплести пряди определенным способом, то себя можно защитить от злых чар и влияния плохих людей, особенно это помогало против сглаза. Чтобы добиться такого эффекта девушки собирали волосы в тугой пучок, украшали цветами, лентами. Такого же результата можно было добиться, если завязать узелки или заплести тугую косу.
Самым распространенным и мощным вариантом защиты была классическая коса из трех прядей, она располагалась вдоль позвоночника, защищая жизненно важные чакры. Такая прическа позволяла уравновесить в себе три мира – Явь, являющийся местом нашего проживания, Навь, место ухода умерших, а также Правь, считающийся жилищем богов.
Для усиления защитных свойств славянки вплетали в локоны яркие ленты, красивые полевые цветы, гребни и небольшие заколки.
Распущенные волосы
В большинстве источников распущенные пряди символизируют легкомысленность и доступность девушки, что в корне неверно. Такие прически носят не только женщины легкого поведения.
Незаплетенные локоны являлись атрибутом похоронной процессии. Особенно типично такое поведение было для украинок и южных славян. Украинские красавицы распускали свою косу, когда умирала подруга. Южанки же сопровождали в последний путь с распущенными волосами всех усопших.
Также такая прическа была предпочтительной во время родов. Считалось, что собранные локоны затрудняют процесс рождения ребенка и могут привести к смерти матери и плода. В особенно сложных случаях, когда роды затягивались или начиналось кровотечение, косы распускали повитуха и все присутствующие рядом с роженицей. Отсутствие любой прически было важным элементом при проведении сакральных обрядов, гадании и священного купания.
Интересные факты о прическах и волосах славянок
Помимо прически девушки отдавали большое значение тому, в каких условиях она была сделана и как носится.
1.В древности славянки во время венчания или же накануне могли подрезать свои кончики, но позже этот ритуал был заменен расчесыванием. Это произошло из-за веры в то, что волосы сохраняют жизненные силы и дарят мудрость.
2.Если женщина покрывала свою голову платком, спрятав прическу, она находилась под защитой мужа, и ее волосы принадлежали всему роду.
3.Через длинные пряди женщина получала здоровье и красоту.
4.Чтобы усиливать защиту, которую дарили длинные волосы, славянки приводили их в порядок при попадании на них солнечных лучей.
5. Считалось, что только деревянные и костяные гребни могли сохранять жизненные силы волос, а также помогали накапливать мудрость и здоровье, так необходимые девушке.
Как видим, локоны были важной частью жизни славянской девушки. Она оберегала их также как собственную жизнь. Принудительно обрезание даже просто кончиков могло навсегда убить в себе уверенность и даже привести к тяжелой болезни.

Будьте красивы и счастливы!

Прическа замужних женщин. Головные уборы и прически кубанских казачек

Традиционными прическами кубанских казачек, как и в других регионах, являлись: одна коса у девушек и две косы, собранные в пучок, у замужних женщин. Девицы и девочки вплетали в свои роскошные длинные косы цветы и шелковые ленты. .

Прическа замужних женщин. Головные уборы и прически кубанских казачек

кубанская казачка в прическе из одной косы с вплетенными лентами и цветочном венке

Коса «в расплет»

— прическа сосватанной девушки, которую заплетали ей после сводов. «На вид волосы кажутся совершенно распущенными, посередине же идет тоненькая коска, не толще бечевки; в эту коску вплетаются только концы волос, и такая прическа носит название «в расплет». В конец косы вплетается множество длинных лент.»

Шлычка

Основной прической замужних женщин являлся пучок из волос или кос, которые закручивались на голове. Для увеличения объема прически женщины вплетают в волосы небольшие кусочки материи.

«Все женщины заплетают волосы в две косы, вплетают в них небольшие кусочки материи и шнурки «кисныки» и складывают волосы на голове в круг.»

«Необходимою принадлежностью головного убора замужних женщин является шлычка (нечто вроде чепца); волосы заплетаются в две косы, которые обводятся вокруг головы, и поверх их надевается шлычка; голова иногда прикрывается платком.» .

В черноморских станицах шлычки на украинский манер называли «очипком». Сохранились так же сведения о том, что в ряде станиц на Кубани шлычки-«чепчики», как и косынки искусно вышивали.