Красивые прически

Прически на каждый день. Пошаговые руководства, советы и мастер-классы

Почему на Руси женщины покрывали волосы?

21.04.2016 в 22:27

Известно, что по традиции на Руси замужняя женщина должна была заплетать волосы в две косы, укладывать их венцом и непременно покрывать их платком или головным убором. Почему? Потому что всегда считалось, что именно в волосах сокрыта жизненная сила человека и закрыть их значило защитить женщину и ее семью от злых сил. Негоже женщине простоволосой быти" - это звучало категорически, такая женщина лишалась помощи и защиты своего ангела - хранителя
Почему на Руси женщины покрывали волосы?. Почему все-таки была такая строгость? Многие исследователи считают, что причины здесь чисто бытовые: женщин приучали к опрятности и в то же время уберегали от излишних забот о своей прическе.

Девушкам, в отличие от замужних женщин, разрешалось открывать макушку, а волосы заплетать в одну косу. Понятно, что принципиальной разницы не было, а раз так, если уж ходить все время в головном уборе, пускай по крайней мере он будет необычайным и красивейшим. Так, очевидно, решили женщины и придумали действительно что-то потрясающее. Мы начнем с того, что это довольно сложный комплекс. На голову надевали волосник, убрус, подзатыльник и кику (повойник. Все по порядку. Волосник - это, как пишет даль, наголовок, чепчик, косник, шлык, подубрусник, шамшура, а проще - шапочка, иногда простеганная, надеваемая под повой, или платок или кокошник, шапочка (или кичка с рогами), вышитая бисером или из парчи. Такую шапочку надевали непосредственно на прическу, а на нее накладывался убрус - платок, обычно белый, подвязывавшийся под подбородок. Платок, но не простой, а тоже украшенный: висячие концы его часто расшивали жемчугом. Это был домашний убор. Выходя же из дома, женщина надевала расшитую золотом и жемчугом шапку с высоким челом, ее называли "Кика" (повойник. Под кику поддевали еще один платок, называемый "Подзатыльник", или "поднизь". А по праздникам и этого казалось мало, и на подзатыльник, или поднизь, надевали кокошник, расшитый иногда так искусно и великолепно, что окружающие только ахали: до чего горазда женщина! Понятно, что такие вещи являлись важной и обязательной частью приданого невесты. Домострой "в Регламенте Свадебному Чину Определяет:"да на четвертом блюде положити кику, да под кикою положити подзатыльник, да подубрусник, да покрывало". Хоронили женщину в головном уборе - перед господом она должна была предстать с покрытой головой.

И вот новейшие открытия. Они сделаны в усыпальнице предков царского дома Романовых, в московском новоспасском монастыре, и это сразу повысило ранг Находок. Все-таки царские вещи средневековья встречаются не часто. С 1996 года в монастыре ведет работы известный археолог Андрей станюкович. И очень успешно. Помимо разнообразных изделий из текстиля найдено пять прекрасных Волосников, владелицами которых были представительницы рода юрьевых - Романовых.

Мы уже говорили, что средневековый волосник представлял собой шапочку - это очелье из шелковой полосы обычно малинового цвета, часто еще богато расшитой, и сетчатый верх, сплетенный различными способами из золотых, серебряных и цветных шелковых нитей. Сзади волосник стягивался по размеру головы шнурком. Это была очень изящная и красивая шапочка и, помимо всего, еще и очень удобная. Верх волосника всегда был сетчатым или кружевным, но кружева бывали разные. Одни плелись на деревянной рамке, и, напомним, это один из древнейших видов женского рукоделия. На вертикальную рамку натягивали параллельные нити, которые затем перевивали согласно задуманному рисунку. А рисунки бывали изощренными, заковыристыми. Уж тут умение женщины и ее фантазия реализовывались полностью и наглядно. Именно такая технология плетения известна по древнейшим археологическим Находкам каменного века в болотах Швейцарии, когда ткачество в Европе еще не было известно. Но вернемся к нашим волосникам. Почти все они имели шелковые червчатые очелья, украшенные золотной вышивкой. Золотные нити укладывались и закреплялись таким образом, что составляли диагонали, напоминающие саржевое ткацкое переплетение. Надеемся, что иллюстрации, в которых мы показываем уже отреставрированные нами замечательные головные уборы, помогут читателю представить, живо вообразить эти маленькие шедевры на головах милых прелестниц, к тому же таких умелых мастериц.

Еще в языческие времена наши предки пытались оградить себя от коварства сил зла и привлечь на свою сторону силы добра и создали целую систему символов - оберегов и символов - помощников. Орнаментика шитья и кружев на волосниках также символично охранительна. Очень часто на очелье встречается стилизованное древо жизни - символ семьи и продолжения рода. Так же часто встречается изображение единорога, многозначного символа, имеющего значения царственности, плодородия, верности и женской чистоты. На некоторых очельях изображены птицы, олени, лани, львы - тоже символы плодородия и рождения всего живого. Почти каждый волосник, расшитый золотом, окантован снизу растительным орнаментом - побегом с трилистником, означающим вечное обновление жизни. Когда волосник на Руси появился? Трудно сказать. В погребениях XII - XV веков изредка встречаются шитые очелья. Наиболее ранний волосник из числа точно датированных найден Т. Д. Пановой в погребении умершей в 1503 году Софьи палеолог. Мы знаем также, носили ли эти головные уборы только знатные женщины или же это была общерусская традиция. Некоторые этнографические данные (вспомним также определение Даля) свидетельствуют, кажется, в пользу второго предположения. Но все волосники, известные нам сегодня, принадлежат женщинам царского рода или очень знатных боярских и княжеских родов. И все они - высокие произведения декоративно - прикладного искусства.