Почему на РУСИ носили шапки с рогами?
Познавательно@Speak_Russian.
Особое место в русском национальном костюме занимали головные уборы, которые в исторических документах называются "Рогатыя Кички".
Название "Кика" или "кичка", как предполагают исследователи, произошло от старославянского "кыка" - "волосы". В болгарском и хорватском языках "Кика" также означала косу или чуб. Со временем такое название получили и женские головные уборы.
Крой кички отличался твёрдой налобной частью с особым возвышением. В разное время и в разных регионах возвышение выполняли в виде копытца или Лопатки, но самой древней считается форма с рогами.
Рогатые кички были особенно популярны на юге Руси. Их твёрдую основу делали из разных материалов: в ход шли дерево, береста, валики с соломой, плотно простёганный холст, а также луб - внутренняя часть коры. В итоге рожки могли быть либо совсем небольшими, либо весьма внушительными - до 20-30 сантиметров. Их обшивали тканью.
Кичка была обязана закрывать всю причёску. В старину считалось, что замужняя женщина не должна показывать посторонним свои волосы. Как только статус девицы менялся на "Мужатую", то есть замужнюю, открытая коса становилась неприемлемой.
Кичка всегда была обильно украшена: её великолепие должно было затмить красоту естественной прически. Жемчуг, бисер, золотное шитьё - всё это отражало высокий социальный статус хозяйки.
О красивой кичке мечтала бобылиха в пьесе Александра островского "Снегурочка". Она уговаривала девушку выбрать богатого жениха и причитала:
Мы не хуже.
Соседей бы пожить умели. Дай - ка.
Мошну набить потолще, так увидишь:
Такую-то взбодрю * с рогами кику, что только ах, да прочь поди.
(* Cправлю, обрету. В исторических источниках нет точного ответа на вопрос, почему стали так популярны именно рогатые уборы. Но исследователи предлагают несколько версий зарождения этой традиции.
Этнограф Дмитрий Зеленин отмечал, что первобытный мотив подражания животным встречался в одежде многих народов. Он считал, что из этой особенности могла вырасти более поздняя трактовка - защита от дурного глаза. В древности рога воспринимали как мощный оберег. С этой традицией, скорее всего, связано наличие рогов на языческих воинских шлемах. Например, на микенских вазах, созданных во втором тысячелетии до нашей эры, сохранились изображения воинов в рогатых уборах. А в британском музее в Лондоне хранится рогатый шлем кельтов 150-50 годов до нашей эры.
Защитную функцию этнограф и женским рогатым кичкам приписывал. Он отмечал, что они "Служили Оберегом Ребенка и его Матери, Особенно Роженицы, от Нечистой Силы и Злого Глаза".
Косвенно эту версию подтверждает ещё один факт. Похожую роль в родильных обрядах играл и другой "Рогатый" предмет - ухват. Для защиты роженицы его ставили рогами к печи. А в орловской и тульской губерниях ухват вместе со сковородой прятали под брачное ложе "от Порчи".
С рогатостью тесно связана идея не только защиты, но и плодовитости. Часть исследователей отмечает, что "Рогатыя Кички" могли отсылать к образам женских языческих божеств и служить символом плодородия. По материалу "культура. РФ".