По словам коместора, дьявол вошел в змея, похожего на Еву, потому что "Подобное Привлекает Подобное".
Точное происхождение этой идеи до конца не известно, но легко указать на ее возможные источники. Аналогичную версию - дьявол вошел в змея и принял облик Евы, чтобы та увидела себя как в зеркале и не испугалась, - приводит неизвестный автор сирийского сочинения "Пещера Сокровищ", которое датируют IV - VI вв. Этот рассказ перекликается с массой средневековых изображений, на которых лицо и волосы искусителя зеркально повторяют лицо и прическу Евы
. И в мистериях, и в иконографии крылья и корона помогали идентифицировать змея как дьявола. Интересно, что в театральных постановках сатану могли наделять пернатыми крыльями птицы - Х. келли указывает на аналогичные изображения женоликого змея.
(Первый относится к 1220 г. ) и предполагает, что такие же "Ангельские" крылья мог иметь и змей - искуситель и в мистериях. В "Видении о Петре Пахаре" Уильяма ленгленда (XIV в. ) сатана описывает себя как "ящерицу с женским лицом". Уже в иконографии Xiii в. возникли разные вариации женоликих драконов. У них появляются не только длинные "Страусиные" шеи сфинксов, но и крылья нетопыря, львиные лапы или раздвоенные копыта - зооморфные элементы, которые ясно ассоциировались с дьяволом. Иногда, как в каталонском манускрипте середины XV в., комбинация становится едва ли не гротескной: женская голова в тюрбане, ниже - женская грудь переходит в сегментированное тело червя, которое, как длинная шея, крепится к телу, увенчанному пятнистыми крыльями павлина, птичьими лапами и.
Свитым в узел хвостом со змеиной головой на конце.
Д. и. Антонов.
Змей - искуситель с женским лицом:
Генезис и вариации образа в русской иконографии.