Ошибка 58. У персонажей нет значимой детали во внешности.
Да, не стоит слишком подробно вдаваться в описание одежды и внешности каждого встречного, все равно читатель легко поменяет и вообразит по-своему, если, конечно, не бросит читать, выбесившись с очередного описания оттенка волос или одежды.
Но как минимум 1-2 ключевые цепляющие детали в персонажах должны быть. В главных героях можно и больше. Кстати, этой деталью может выступить и имя персонажа. Например в книге "С Кощеем Жить - Злодейкой Быть" было множество сказочных персонажей, которых и так читателю легко представить, а вот если вы описываете какую-то частовстречающуюся Марину, а не колобка, то добавьте ей хотя бы одну яркую деталь. Особенно эта ошибка ощущается в фентези, на фоне ярких персонажей других авторов - очень легко затеряться. Вот немного о моих героях, чтобы вы поняли, что может являться той самой ключевой деталью.
Ключевая деталь отличается от остальных еще нередко тем, что повторяется или подчеркивается на страницах книги. А еще тем, что у других персонажей книги такого нет. Кто читал "Анжелику", думаю, помнят, что изумрудные глаза героини упоминаются невероятно часто. И больше зеленоглазых как будто нет во всем мире.
Ольга - рыжие глаза;.
Игорь - блондин, классическая одежда;.
Вася - рука на перевязи;.
Настя - глаза олененка, септум на губе;.
Рома - итальянские черты, танцующая задница, татуировка в виде знака бесконечности;.
Люда - бокал в руке, большой размер груди;.
Кощей - трость, черная классическая одежда, кружка чая, седые волосы;.
Снежка - голубые глаза, вечные слезы, светлые волосы;.
Да, мужчинам мне получается придумать яркие черты круче. Может, потому что на их характере я не так отыгрываюсь, как на женском.
Как стать лучше в создании таких деталей?
Для начала хорошо бы научиться их распознавать. У меня с этим прям огромная проблема, так как я редко обращаю внимание на внешность других людей. Более того, я сознательно выработала эту привычку, когда подростком работала над уверенностью в себе. Дело в том, что критика в сторону окружающих и к себе тесно взаимосвязана. Таким образом, если не хочешь излишне критически относиться к себе - отвыкай критиковать в принципе. А так как у меня были проблемы с принятием собственной внешности, то в первую очередь мне нужно было убрать привычку оценивать внешность окружающих.
Я была упорным подростком, так что справилась. Вот только сейчас я в той ситуации, что с трудом описываю внешность персонажей, детали интерьера или одежды, даже если это очень важно для раскрытия персонажа или события. Так что я себе регулярно напоминаю:
"Марина, осмотрись вокруг. Что тебе нравится, а что нет? За что цепляется глаз? Как тебе такой стиль в одежде, что в нем есть необычного или цепляющего? Как двигается этот незнакомый человек, какова его походка? Чем пахнет? Какие цвета преобладают? Какую из этих деталей уместно добавить в текущую книгу? Я все еще стараюсь не относиться критично к внешности окружающих, но теперь нередко могу похвалить сережки у продавщицы, прическу у соседки или картину мелом у незнакомого ребенка.
Правда меня подбешивает то, что я начала нравиться детям, каждый раз, гуляя с сыном на детской площадке, какой-то ребенок тащит меня к своему произведению искусства, чтобы я рассказала, что красивого в нем вижу. И я искренне пытаюсь найти, что мне нравится.
- ого, какой замок. Каменная дверь будет крепкой, а палки - башни - это вообще шикарно.
- это не башни, это замок - заяц.
- Оу. Что ж, определенно до такой необычной идеи мало кто додумается.
Дети гораздо лучше нас находят цепляющие детали, можно и поучиться.,, отрывок из "150+ ошибок писателя" Марины бастриковой маринабастрикова_цитаты.