Красивые прически

Прически на каждый день. Пошаговые руководства, советы и мастер-классы

Косник (накосник) - традиционное русское девичье головное украшение.

20.11.2015 в 11:27

Косник (накосник) - традиционное русское девичье головное украшение.

Он представлял собой подвеску, закреплявшуюся с помощью шнуров на конце косы. Косник был деталью праздничного костюма девушки и обычно использовался в комплекте с венцом, коруной, повязкой или каким-либо другим парадным головным убором.

Косник (накосник) - традиционное русское девичье головное украшение.Косники имели обычно форму кисти, пластины и прикреплялись к косе с помощью шнуров или лент. Кисти изготавливались из цветного гаруса, шёлка, металлических, кручёных с шелком нитей, яркого бисера и имели всегда в верхней части ворворку - плотный узел, в котором скреплялись нити, образовывавшие кисть. Косники в виде пластинок могли быть треугольной, квадратной, сердцевидной формы. Они делались из проклеенного или прошитого картона, холста, бересты и обтягивались тканью. Косники вышивались золотой и серебряной нитью, белым или цветным бисером, жемчугом, обшивались ленточками, кружевом, бахромой из гаруса. Иногда к треугольной или квадратной пластинке прикреплялись длинные нити из гаруса с нанизанными на них бусинами или бисеринками, нитки яркого бисера, а также треугольные лопасти из бисера.

Косник (накосник) - традиционное русское девичье головное украшение.Косник считался обязательной деталью праздничного убранства головы девушки, он завершал довольно сложную прическу. Он привязывался на конец косы, которая плелась в 12 - 14 прядей - "Плёток". Для придания косе ширины, плотности в неё вплеталась тесьма, гарусные нитки, унизанные бисером, яркие разноцветные ленты. В русской деревне принято было считать, что красивая, богато убранная коса придает девушке дополнительную привлекательность.

Косник (накосник) - традиционное русское девичье головное украшение.Косник (накосник) - традиционное русское девичье головное украшение.Косник (накосник) - традиционное русское девичье головное украшение.Косник (накосник) - традиционное русское девичье головное украшение.

Накосники фото.


Накосники фото.

КОСНИК (НАКОСНИК) — девичье украшение, вплетавшееся в косу при помощи шнура между прядями волос.

Косники получили большое распространение по всей территории, занятой русским населением. Косник считался обязательной деталью праздничного убранства головы девушки, он завершал довольно сложную прическу. Он привязывался на конец косы, которая плелась в12 - 14 прядей- "плёток". Для придания косе ширины, плотности в неё вплеталась тесьма, гарусные нитки, унизанные бисером, яркие разноцветные ленты. В русской деревне принято было считать, что красивая, богато убранная коса придает девушке дополнительную привлекательность.

Накосники фото.

Одним из самых распространенных и любимых украшений-оберегов косы и всей наспинной части девичьего костюма являлся коснИк (накОсник) - привеска, вплетаемая в косу при помощи шнура между прядями волос. Косники имели самую разнообразную форму и выполнялись из материалов как домашнего, так и фабричного производства.

Наиболее простым вариантом косника следует считать вплетавшуюся в косу ленту, заканчивающуюся завязанным бантом. Концы ленты могли затейливо расшиваться растительным узором золотными или серебряными нитями и обшиваться металлической бахромой.

Накосники фото.

В северных и центральных губерниях России для изготовления этого вида украшений применялись шелк, бархат, парча и полупарча, реже хлопчатобумажные ткани, из которых делалась основа косника, имевшая обычно прокладку из стеганого холста или картона. Иногда сам картон красного цвета являлся основой для прикреплявшихся украшений. Наиболее популярными были косники в форме треугольника или сердца или в виде завязанной бантом ленты с нашитыми на ее концы плотными лопастями.

Первый из них — накосник с коромысликом, который собственно и представляет собой костылек (рис. 8 — Б). К коромыслику были подвешены на цепочках два бронзовых кольца, украшенные соколиными головками, размещенными по направлениям стран света. Такие накосники (судя по позднейшим татарским) заплетались в косы в их нижней части, украшая одновременно оба конца (рис. 8—1).

Накосники фото.

Аналогичными верхнесалтовским накосникам были и накосники ранних булгарок из колесообразных подвесок и коромыслика (костылька), к которому подвески могли крепиться как цепочками, так и кожаными шнурками, вместе со всякого рода пронизками, бусами и др. (рис. 8—2, 4). Накосники с коромысликом верхнедонских салтовцев и ранних булгар, таким образом, являются прообразом подобных накосников — чулп казанских татарок. Для татарских чулп характерны те же коромыслики, такая же система подвесок, но обогащенная большим количеством подвесных блях, что отражает соответствующие эпохе требования художественно-эстетического вкуса.

Накосники фото.

Косники в южных регионах страны были ярче и форма их была разнообразной. Выполнялись они как из подручных, так и из покупных материалов: разноцветных шерстяных нитей, кумача, тесьмы, бисера, блесток. Некоторые из них представляли собой мягкие розетки с подвесками, выполнявшиеся из гарусных нитей, обнизанных отдельными бисерными украшениями или сеточкой из бисера. Другие имели вид плотной кисти из разноцветных шерстяных нитей с бисеринами или бусинами на концах.

Часто они изготовлялись в форме объемных и тяжелых трапециевидных или треугольных лопастей, расшивавшихся бисером замысловатыми узорами и заканчивавшихся длинной бахромой из низанного бисера, третьи делались из обтянутого кумачом картона, к которому пришивалась четырехугольная подвеска из плетеного разноцветного крупного бисера с геометрическим узором. В верхней части косника делалась петля или пришивалось небольшое металлическое колечко, к которому привязывалась вплетавшаяся в косу.

Накосники фото.

Наиболее простые косники делались самими девушками, более сложные - сельскими мастерицами или монахинями в монастырских мастерских. Итак, косникИ (накОсники) — украшения со смыслом. Изучая коллекции мы узнаем, что делались эти предметы чисто девичьего туалета из всего, что попадалось под руку, обладало магическими свойствами и в совокупности не просто привлекало, но было эстетично и красиво по тем временам.

Если отмести тот этнографический новодел с жаккардом, стеклом и дешевыми пайетками, который появился в первой половине XX века, то можно сказать, что эти украшения актуальны и несомненно красивы и сейчас. И это не просто дань моде на старину.

Некоторые из накосников являются произведениями народного искусства, как, впрочем, и многие другие вещи тех времен.

Фибула. Значение слова «фибула»

  • Фибула (лат. fibula, скоба) — металлическая застёжка для одежды, одновременно служащая украшением. Фибулы разнообразных форм были распространены с бронзового века до раннего Средневековья. При всех разнообразных изменениях формы и усовершенствованиях устройства, которым фибулы подверглись в течение различных эпох, общий их тип сохранился почти неизменным для фибул с иглодержателем, а также есть средневековые некоторые из них называют «плащевые», которые представляют собой скобу подобную сульгаме или дужку с иглой.
    Мода на фибулы менялась достаточно часто. По фибулам в захоронениях можно точно датировать эпоху. За годы археология выработала точную периодизацию по фибулам.
    Составными частями фибулы являются:
    игла, предназначенная для скрепления одежды
    иглодержатель — узкий канал или желобок, в который входит конец иглы; имеет целью удерживать иглу в данном ей положении и предохранять от уколов
    дужка, или корпус фибулы
    пружина, соединяющая дужку с иглой
    Все эти части фибулы на протяжении доисторического периода подверглись многочисленным изменениям, которые особенно отразились на дужке, игравшей роль украшения, и на иглодержателе и пружине, от устройства которых зависела практическая пригодность фибулы. Каждая эпоха оставила на фибуле отпечаток своих эстетических понятий, технического совершенства и, может быть, своего культа, вследствие чего фибула имеет громадное значение для доисторической хронологии.
    Бронзовый век почти не знал фибул; в этом веке, да и то лишь в конце его, они были в употреблении в Венгрии, Северной Германии, Скандинавии. Начиная с железного века, фибулы встречаются постоянно в большинстве местонахождений. Фибулы, открытые в европейских местонахождениях, делятся Монтелиусом на три группы: венгро-скандинавскую, греческую и италийскую.
    Венгерские фибулы делались первоначально из проволоки, причём один конец дужки, сделав короткий спиральный оборот, переходил в иглу, а другой, также закрученный спирально, служил иглодержателем.
    Скандинавские фибулы, происшедшие, вероятно, от венгерских, отличаются тем, что игла и дужка не составляют одного целого: игла надета на дужку.
    Греческие фибулы состоят преимущественно из двух или четырёх спиральных кружков, соединённых вместе. Игла выходит из одной спирали и укрепляется на другой. Спиральная форма иглодержателя указывает на родство этих фибул с венгерскими и скандинавскими. Этого рода фибулы были найдены также в Южной Италии и некоторых местах Средней Европы, куда они были, вероятно, занесены из Греции.
    Италийские фибулы представляют большое разнообразие как по устройству иглодержателя, так и по форме дужки. В древнейших италийских фибулах иглодержатель образуется, как и в венгерских и скандинавских, несколькими оборотами спирали. В дальнейших модификациях спиральный иглодержатель заменяется сначала круглой плоской пластинкой, затем пластинкой с загнутыми краями, образующей желобок, а иногда оканчивающейся пуговкой.
    По форме дужки среди италийских фибул различают:
    дуговые, дужка которых имеет форму полукруга. Это тип древнейших фибул. Дужка бывает либо равномерной толщины, либо утолщенной в одном или нескольких местах — либо совершенно гладкой, либо исчерченной продольными и поперечными полосками, покрытой бусами и пр.
    ладьеобразные — с дугообразной, значительно утолщенной посередине полой дужкой. Иглодержатели при этой форме бывают длинные и короткие.
    змеевидные — самая разнообразная группа италийских фибул; дужка изогнута иногда весьма причудливо. Иглодержатель представляет длинный жёлоб, заканчивающийся в позднейших формах пуговкой.
    Чертрозскими фибулами называются фибулы с продолговатой дужкой, переходящей в желобообразный иглодержатель, конец которого несколько загнут кверху и оканчивается пуговкой. Этого рода фибулы были найдены в большом числе в могильнике Чертрозы, среди различных фибул италийского типа. В гальштаттском могильнике среди разнообразных форм италийских фибул найдены некоторые очень характерные для этого местонахождения фибулы. Среди них особенно интересны очкообразные и арбалетовидные фибулы (fibules a l’arbalète). Первая форма, состоящая из

Как сшить Косник.

Старинная русская техника вышивки бисером(шитье по бели)

Здесь рассматривается воссоздание девичьего свадебного головного убора (перевязка и накосник) по историческим аналогам. Из старинных техник применяются шитье по бели (белым бисером по х/б шнуру), шитье речным жемчугом и шитье канителью (тонкой проволочной пружинкой, иногда можно найти в церковных лавках).

Вот исторический образец накосника (украшение, которое одевалось на конец косы у девушек)
из Государственного Исторического музея. Девичий накосник, Север России. XVIII-XIX вв.

Как сшить Косник.

Основы шитья по бели я взяла из журнала "Убрус"

Шитье по бели.
Старинная русская техника жемчужного и бисерного шитья. Сажают жемчуг на настил, который прокладывают тонким х/б шнуром (можно скрутить самостоятельно из нескольких нитей) белого цвета вдоль всего рисунка. Часто такой настил называют «бель». Обычно настил под жемчуг/бисер выглядит как сдвоенная нить, пришитая тонкой белой ниткой к ткани поперечными стежками через край на расстоянии примерно 1 см друг от друга.
Как сшить Косник.

Если рисунок сложный, с многочисленными завитками, удобнее пройти его сначала одинарной нитью бели, а потом, разворачиваясь на концах элементов, удваивать, прикрепляя нить в шахматном порядке относительно первой (рис. 12). И в первом и во втором случае мы получаем двойной настил.
Как сшить Косник.

На закрепленную в начале мотива двойную тонкую нить нанизываем нужное количество жемчужин. Затем пришиваем ее к настилу другой, прочной ниткой, делая поперечные стежки «на проем», охватывающие бель, после каждого зерна. Жемчужины / бисеринки должны плотно сидеть на настиле, не болтаться, для этого обе нити — и ту, на которую бусины нанизаны, и нить прикрепа — следует все время подтягивать во время работы. Не следует пытаться пришивать жемчужины слишком часто, они не должны касаться друг друга.

Переводим узор и контуры накосника на основную ткань – золотистый репс. Плотно прикалываем кусок репса к основе – двунитке. Шитье будет проходить через обе эти ткани.
Как сшить Косник.

Готовим бель. Я для этого раскрутила обычные бельевые х/б веревки.
Как сшить Косник.Как сшить Косник.

Начинаем пришивать бель к ткани по контуру рисунка.
Как сшить Косник.Как сшить Косник.

Начинаем сажать бисер на бель. Для этого берем две иголки – бисерную, на которую нанизываем белый перламутровый бисер (тонкая белая синтетическая нитка), и тонкую швейную (прочная капроновая белая нить, ей будем приметывать бисеринки к бели).
Как сшить Косник.Как сшить Косник.Как сшить Косник.

Верхний «колокольчик», который в оригинале заполнен золотым шитьем, заполняем золототканой парчой.
Как сшить Косник.

Обшиваем изделие тонким золотым шнуром по контуру внутри и снаружи, вокруг всех узоров бели и т.д. – в соответствии с историческим оригиналом.
Как сшить Косник.

Далее работу ведем тонкой бисерной иголкой и леской. На этом этапе удобнее выполнять работу разными материалами – стеклянными стразами, перламутровыми бляшками, канителью по узору.

Как сшить Косник.

Одиночные бусины нанизываются на двойные прочные нити (типа ЛЛ) и пришиваются несколькими стежками (насколько позволяет диаметр бусины) таким образом, как показано на рисунке.

Окантовка канителью стразов, бусин и бисераДля этого выведите иглу с нитью вплотную к бусине, нанижите на нее канитель. Обведя бусину канителью, убедитесь в том, что концы канители плотно смыкаются, не образуя зазора. Вводите иглу перпендикулярно ткани (то есть в месте ее выхода из ткани) или, если возможно, под небольшим углом, как бы углубляясь в полость канители на 1–2 мм. В этом случае нить прикрепа стягивает оба канительных среза, не оставляя им возможности цепляться краями и портиться. Чтобы канитель не соскакивала с бусины или страза, ее прикрепляют короткими поперечными стежками в одном или нескольких местах (в зависимости от размера).

Лицевая часть накосника закончена.
Как сшить Косник.

Чтобы придать изделию форму, из плотного картона вырезается шаблон по форме.
Как сшить Косник.

Для нужной мне толщины (5 мм) пришлось склеить две заготовки между собой клеем ПВА.
Как сшить Косник.

Вырезаем заднюю сторону накосника. Для этого берем двунитку (опять же, под основу) и золотисто-серебристую парчу, из которой будет изготовлена перевязка. Вырезаются по форме с припуском 1,5 см.
Как сшить Косник.

По этому же размеру вырезаем лицевые ткани изделия (репс и двунитка). Далее складываем заготовки слоями: парча, двунитка, склеенная из картона форма, двунитка, репс с вышитым узором. Все это сметываем вплотную к картонной форме.
Как сшить Косник.

Обрезаем края всех тканей на расстоянии ок. 3-4 мм. от обметочной нити (и края картона соответственно), плотно обметываем.
Как сшить Косник.Как сшить Косник.

В оригинальном накоснике края скрыты под черно-золотым шнуром, мы сделаем то же самое. Для этого золотистой нитью (я использовала металлизированное мулине) обматываем черный шнур (диаметр ок.5 мм). Примерно 1 см обмотки на 7 мм. шнура.
Как сшить Косник.

Этим шнуром обшиваем накосник по краю обметки. Сначала – с лицевой стороны.
Как сшить Косник.

Потом по середине боковой стороны накосника пришиваем тот же черный шнур без обметки.
Как сшить Косник.

Затем шнур, уже с обмоткой пришиваем на заднюю сторону накосника, тоже по обметке и закрывая ее. Обмотка золотыми нитями спереди и сзади располагается симметрично, между ними – черный шнур.
Как сшить Косник.Как сшить Косник.

Из двойного золотого шнура плетем узел-шахматку. Прилепляем к верхней части накосника.
Как сшить Косник.

Шнур-шахматка плетется из трех нитей по схеме:

У взятого мной за основу исторического образца отсутствуют ленты для завязки, но в том же ГИМе есть образец с лентами.
Как сшить Косник.

Прикрепляем сложенную пополам клетчатую ленту (полосатой не было), 2 метра. Концы получаются по 1 метру.
Накосник готов.
Как сшить Косник.

Косник своими руками.

Косник своими руками.

Косник представлял собой подвеску, закреплявшуюся с помощью шнуров на конце косы. Он представлял собой деталь праздничного костюма девушки и обычно использовался в комплекте с венцом, коруной, повязкой или каким-либо другим парадным головным убором.

Косник своими руками.

Косник своими руками.

Косник своими руками.

Косник считался обязательной деталью праздничного убранства головы девушки, он завершал довольно сложную прическу. Он привязывался на конец косы, которая плелась в12 - 14 прядей- "плёток". Для придания косе ширины, плотности в неё вплеталась тесьма, гарусные нитки, унизанные бисером, яркие разноцветные ленты. В русской деревне принято было считать, что красивая, богато убранная коса придает девушке дополнительную привлекательность

Косник своими руками.

Косник своими руками.

Косники имели обычно форму кисти, пластины и прикреплялись к косе с помощью шнуров или лент. Кисти изготавливались из цветного гаруса, шёлка, металлических, кручёных с шелком нитей, яркого бисера и имели всегда в верхней части ворворку - плотный узел, в котором скреплялись нити, образовывавшие кисть. Косники в виде пластинок могли быть треугольной, квадратной, сердцевидной формы. Они делались из проклеенного или прошитого картона, холста, бересты и обтягивались тканью. Косники вышивались золотой и серебряной нитью, белым или цветным бисером, жемчугом, обшивались ленточками, кружевом, бахромой из гаруса. Иногда к треугольной или квадратной пластинке прикреплялись длинные нити из гаруса с нанизанными на них бусинами или бисеринками, нитки яркого бисера, а также треугольные лопасти из бисера.

Косник своими руками.

Косник своими руками.

Косник своими руками.

Косник своими руками.

Косник своими руками.Косник своими руками.

Косник своими руками.

Косник своими руками.

Косник своими руками.

Лунница – оберег: значение, магия

Украшение, которое имеет не только эстетическую привлекательность, свидетельствует о статусе хозяйки, но и наделено защитной функцией, становится дороже. Каждая девушка раньше стремилась подобрать не просто красивую игрушку, а мощный талисман, наделенный силой, придающей уверенность, женственность. Таким украшением является лунница – оберег, значение, mag-свойства которого проверены не одним поколением славянок.

Лунница – оберег: значение, магия

Данный амулет является воплощением первоначальных стихий, оказывающих влияние на все живое на Земле, в нем воплощалась сила Луны и богини Мары, являющейся покровительницей женской магии. Оберегу приписывались сверхъестественные свойства, ведь он помогал обладательнице:

  • защищал от сглаза, воздействия злых духов не только на женщину, но и на ее семью, особенно детей;
  • обрести внешнюю и внутреннюю гармонию, повысить привлекательность и сексуальность;
  • был гарантией счастливой семейной жизни;
  • преодолевать с достоинством сложные жизненные ситуации;
  • давал женское здоровье, гарантируя счастье материнства.

Очелье. Что такое очелье?

Очелье – лобная твёрдая повязка(берестяная, лубяная, тканная, металлический обод)для поддержания волос.
Очелья носили как женщины, так и мужчины во всех сословиях.

Очелье. Что такое очелье?Так называли и перед девичьего кокошника («очелыш»,«оцёлыш», «очёл»).

Очелье. Что такое очелье?

У витязей, князей и ведунов на очелье могли располагаться камни, способствующие раскрытию энергетического центра ясновидения и других способностей.

Очелье. Что такое очелье?

Всем известны славянские головные уборы с птичьей символикой или лунными знаками.
Девушки носили ленту-очелье, сделанную из тонкого металла, к которой тоже могли прикрепляться подвески.

Очелье. Что такое очелье?

Подвески, которые прикрепляли к головному убору, называли ряснами — это вертикальные полосы, идущие от кокошника вниз (до груди или даже до пояса). Часто металлические рясны изображали птиц, а в бисерные рясны вплетали «пушки», сделанные из настоящего лебяжьего или гусиного пуха. Рясны собирались из 10—12 бляшек, на которые наносился узор так, что он мог читаться только в вертикальном положении, то есть надеть рясны как ожерелье было нельзя: символы теряли опору.
На одних лентах-ряснах изображали крохотные росточки, на других —опыление растений.
Некоторые рясны имеют выпуклость на каждой бляшке, отчего создается впечатление, что с головы стекают дождевые струи.

Очелье. Что такое очелье?

Вся славянская одежда обязательно покрывалась магическим охранительным узором.
Древние славяне были очень искусны и в изготовлении различных украшений, которые тоже имели сакральные знаки и служили отнюдь не «предметом роскоши», а в первую очередь были оберегами.
Причем интересно здесь то, что мужчины носили оберегов не так много, как женщины, которым как продолжательницам рода требовалась наибольшая защита.
Источник: интернет.