"Коса - девичья краса!
С древних времен на Руси девушки носили волосы заплетенными в косы, а замужние женщины должны были тщательно скрывать их под головным убором.
Причина прикрывания волос замужней женщины заключалась в том, чтобы обезопасить и предохранить род мужа от их вредной магической силы.
Головной убор женщины был символом брака и плодородия. Считалось, что во время свадьбы жених овладевал девичьей косой, и теперь только муж мог видеть волосы своей жены.
Следуя правилам христианской традиции, в древней Руси выражение "Опростоволоситься", то есть открыть свои волосы, было синонимом слова "опозориться", бесчестьем.
Неприкосновенность покрова головы замужней женщины охранялась законом. Срывание головного убора с головы женщины каралось высокими штрафами и порицалось обществом. В наказание за супружескую неверность с женщины снимали головной убор и остригали ей волосы, и муж отказывался от такой женщины.
В древней Руси женщины носили венцы или венчики, сначала из кожи или бересты, обтянутые богатой тканью, а затем металлические, украшенные драгоценными камнями. Сверху к венцам прикрепляли длинные покрывала, которые ниспадали на спины.
По словам в. о. ключевского, с Xiii в. знатные русские женщины стали носить на головах кокошники.
Слово произошло от слова "Кокошь", то есть наседка, курица.
Кокошники по форме луковицу напоминали. Край кокошника обрамляли поднизи в виде сеточки или бахромы. Обшивали кокошники темно - красной материей и красиво унизывали жемчугами и камнями. Кокошники для богатых боярынь и боярышень изготовляли специальные мастерицы.
В киевской Руси ко всем женским головным уборам делали подвески.
Один из видов таких подвесок, литые из серебра или бронзы, крепили к головному убору или вплетали в волосы у самого виска, отсюда их название - височные кольца.
В X - Xiii вв. Их прикрепляли к головному убору или волосам на ремешках, лентах или косичках и даже продевали в ухо как серьгу.
В разных областях Руси они рисунком отличались.
Другой вид подвесок - колты - полые золотые или серебряные подвески, которые крепили цепочками или лентами к головному убору.
Кокошники и венцы замужние женщины надевали на повойники - плотно прилегающие к волосам чепцы.
В XVI в. к ним добавляли подубрусники и волосники.
Подубрусник был домашней женской шапочкой наподобие тафьи, которую делали из шелковой материи. Делались они с узлом, посредством которого подубрусники можно было затягивать. По краю делалась оторочка или ушивка с жемчугом или камнями. Они из рода в род переходили.
Волосник, в отличие от подубрусника, был красивой сеткой из шелковых, серебряных и золотых нитей. Край волосника был более плотный, вышитый жемчугом и камнями и украшенный канителью. Волосник нередко так стягивал женщине голову, что она едва могла моргать. Волосники и подубрусники считали необходимой частью приданого и символами семейной жизни. Поверх волосника накладывался платок, обычно белый, и подвязывался под подбородком. Его висячие по бокам концы густо унизывались жемчугом и богато расшивались узорами. Этот платок назывался убрусом и считался домашним головным убором. Закреплялся убрус под подбородком специальной застежкой, тем самым корректировали овал лица женщины.
Выходя в гости или церковь, богатые женщины надевали кику - шапку с возвышенной плоскостью на лбу, которая называлась кичным челом и расширялась кверху. Ее форма от местной традиции зависела. По краю кики пристегивалась бахрома, главным образом жемчужная, называемая поднизью.
Чело было разукрашено золотом, жемчугом и драгоценными камнями и чаще всего состояло из серебряного листа, подбитого материей. По бокам кики возвышались разукрашенные переперы, а из-под них ниже ушей спадали рясны - 4-6 жемчужных шнуров, которые достигали плеч. Задняя часть кики делалась из плотной материи, соболиного или бобрового меха и называлась подзатыльником. Задок кики собольей шкуркой или красивым куском бархата украшался.
Когда женщина выезжала, то надевала шляпу белого цвета или шапку из черного бархата или другой материи, отороченные дорогим мехом и шнурами. Спереди на этих шапках делали золотую запону и поднизь, а по краям оторачивали кружевом. Зимой поверх убрусов и кик замужние женщины надевали шапки с меховой опушкой или каптуры - капоры, закрывающие шеи до плеч.
У незамужних девушек иные головные уборы и прически были.
Волосы они могли дома и не закрывать, носили на голове ленты или повязки.
Главным их головным убором были венцы, называемые также красой. Например, изображение терема в несколько ярусов, разделенных жемчужной обнизью.
Венец представлял собой наклеенную на твердую прокладку ленту из византийской парчи, один край которой приподнят и вырезан зубьями.
Венчик изготавливали из серебра или бронзы. На концах венчика устраивали крючки либо ушки для шнурка, которым он завязывался на затылке. Затылок у девушек в таких головных уборах открытым оставался.
Вдоль щек спускались от венца рясы - нити бус из камней или чаще жемчуга, а лоб украшали поднизью. Венец был всегда без верха, потому что открытые волосы считались признаком девичества. Венцы девушек среднего достатка состояли из нескольких рядов золотой проволоки, которые иногда украшались кораллами и полудрагоценными камнями.
Иногда это была просто широкая повязка, вышитая золотом и жемчугом. Такая повязка суживалась на затылке и связывалась широкими вышитыми лентами, спадавшими на спину.
Зимой девицы покрывали голову высокой шапкой, которая называлась столбунец.
Низ ее оторачивали бобровым или собольим мехом, а высокий верх делали из шелка. Из-под столбунца выпадали косы с красными лентами. Дело в том, что под столбунец надевали еще повязку, спереди широкую и сзади узкую, которая там же и завязывалась лентами.
К девичьим лентам пришивали косники - плотные треугольники из кожи или бересты, обтянутые шелком или расшитые бусами, жемчугом, полудрагоценными камнями. Они в косу с помощью золотой крученой нити вплетались. М. в. Короткова русь_летописи_история_источники.
Далее читайте новости о прическах на короткие волосы фото http://pricheski.ru-best.com/foto-prichesok/pricheski-na-korotkie-volosy...