Красивые прически

Прически на каждый день. Пошаговые руководства, советы и мастер-классы

Прическа замужней женщины. Как на Руси отличали девицу от замужней женщины.

27.03.2016 в 23:52

Прическа замужней женщины. Как на Руси отличали девицу от замужней женщины.

Сейчас понять, замужем девушка или нет можно по кольцу или через страницу в социальной сети, или по паспорту, если сможешь туда заглянуть. Раньше же отличительных признаков было намного больше. Как можно было легко и быстро узнать статус незнакомой девушки на Руси?

По головному убору.

Прическа замужней женщины. Как на Руси отличали девицу от замужней женщины.Головной убор на Руси был не только защитой от солнца и холода, но и служил индикатором статуса. Незамужние девицы могли ходить с непокрытой головой или же с головным убором, оставлявшим открытой макушку (порой, даже в церкви. Поскольку всё у девушки было скрыто многослойной одеждой, открытая "Макушка" была призвана подчеркнуть ее красоту, на радость добрым молодцам.

Прическа замужней женщины. Как на Руси отличали девицу от замужней женщины.После того как девица выходила замуж, голову покрывали женским убором. В X - XI веках убор замужней женщины назывался "Повойником", напоминал головное полотенце.

Прическа замужней женщины. Как на Руси отличали девицу от замужней женщины.В XV - XVI веках женщины стали носить "Убрус" - вышитое белое или красное полотно, концы которого богато украшались жемчугом и спускались на плечи, грудь и спину.

Прическа замужней женщины. Как на Руси отличали девицу от замужней женщины.По венцу.

Прическа замужней женщины. Как на Руси отличали девицу от замужней женщины.Венцы на Руси носили исключительно девушки, поэтому венец - символ девичества. Венец представлял из себя обруч из кожи или бересты, обтянутый тканью и богато украшенный (бусами, косточками, пластинками, вышивкой, речным жемчугом и каменьями. Иногда венец мог иметь три или четыре зубца и съёмную переднюю часть, которая называлась очельем.

Прическа замужней женщины. Как на Руси отличали девицу от замужней женщины.Выходя замуж, девица прощалась со своим венцом или его похищал жених. Само слово "Венец" происходит от русского "венить", то есть "заниматься жатвой". Жатва - вечная забота хлеборобов, а потому жених получал помощницу "на Вено" ("на жатву"), за что и должен был заплатить родителям выкуп, так как они своей помощницы лишались. Отсюда же и участие венка в обряде венчания.

Прическа замужней женщины. Как на Руси отличали девицу от замужней женщины.По серьгам.

Прическа замужней женщины. Как на Руси отличали девицу от замужней женщины.На Руси была традиция, связанная с ношением серёжек: у девиц и замужних они отличались по форме и размеру. Первые серьги дочь получала от отца в подарок в пять лет, эти серьги женщины хранили всю жизнь. Незамужние носили вытянутые серьги простой формы, практически без декора. Серьги замужней женщины были дороже, сложнее, богаче - по статусу.

Прическа замужней женщины. Как на Руси отличали девицу от замужней женщины.По косе.

Прическа замужней женщины. Как на Руси отличали девицу от замужней женщины.Как только девочка на Руси достигала определенного возраста, она начинала носить строго определенную прическу - косу, сплетенную обычно из трех прядей. Первая коса - новая взрослая жизнь. Вместе с косой полагалась другая, не детская, а женская одежда. Коса - девичья краса, считалась главным внешним достоинством девицы. Хорошие, густые волосы высоко ценились, поскольку говорили о силе и здоровье. Те, у кого не получалось отрастить толстую косу, прибегали к обману - вплетали в свои косы волосы из конских хвостов. Только в том случае, если девушка носила одну косу - означало, что она в "Активном Поиске".

В случае если в косе у девицы появлялась лента, то статус девицы означал - "на Выданье". Как только у неё появлялся жених, и уже было получено благословение на брак со стороны родителей, то вместо одной ленты появлялись две, и они были вплетены не от основания косы, а от её середины.

Это был сигнал для остальных ухажеров, что их дальнейшие усилия напрасны, поскольку девушка и её семья уже определились с кандидатом в мужья. В торжественных случаях девушки на выданье носили волосы распущенными. К причастию в церковь, на праздник, под венец девушка шла "Космачом". В таких случаях в богатых семьях приветствовалась завивка волос. Перед свадьбой подруги с плачем расплетали невесте волосы, и она прощалась с привычной прической как с символом беззаботного девичества. По вступлении в замужество девушке заплетали две косы, которые потом укладывали вокруг головы, как корону, намёк на её новый, более высокий семейный статус. Покрытая голова - документ о замужестве. Теперь никто, кроме мужа, не мог видеть её волосы и снять с неё головной убор. В том случае, если девушка обрезала косу самостоятельно, то, скорее всего, она оплакивала погибшего жениха, и обрезание волос было для неё выражением глубокой скорби и нежелания выходить замуж.

По орнаменту и цвету одежды.

Орнамент на одежде мог много рассказать о его владельце. Так, например, в вологодской области, дерево изображалось на рубашках беременных женщин. Курицу вышивали на одежде замужних, белых лебедей - у незамужних девушек. Сарафан синего цвета носили незамужние девушки, готовящиеся к свадьбе или старушки.

А вот, например, красный сарафан надевали те, кто только что вышел замуж. Чем больше времени прошло после свадьбы, тем меньше красного цвета женщина использовала в своей одежде. Рогатая лягушка на рисунке передника - символ плодовитости, подтверждение того, что эта девушка может родить. А лягушка - это символ роженицы, в состояние которой стремилась попасть каждая уважающая себя девушка того времени. Так что, рогатая лягушка указывала, что перед тобой девушка, желающая первенца.

По юбке.

Основой женского костюма являлась рубаха. От мужской она отличалась только длиной - до ступней. Но в одной рубахе ходить считалось неприлично - поверх неё надевали более плотные одежды. Незамужние девицы носили запону - холщёвый прямоугольный кусок ткани, сложенный пополам и имевший на сгибе отверстие для головы. Запона по бокам не сшивалась, была короче рубахи и надевалась поверх неё. Запону всегда подпоясывали.

Замужние женщины носили поверх рубахи понёву (или поньку) - юбку, не сшитую, а запахнутую вокруг фигуры и закреплённую вокруг талии шнуром - гашником. Куда лучше спрятать? - За гашник. - Это ещё с тех пор!

Впервые поньку надевали в день венчания или сразу после. Девушка символично прыгала с лавки в понёву - это символизировало её согласие на брак. Завязывали на ней понёву родители, или брат. Лишь в том случае, если девушка не выходила замуж, она всю жизнь ходила в запоне, понёву надеть не могла.

По обручальному кольцу.

В случае если была возможность приблизиться к женщине настолько близко, что - бы рассмотреть, есть ли у неё кольцо на пальце - то пользовались и этим проверенным способом. У православных обручальное кольцо надевали на безымянный палец правой руки. Оно гладкое и простое было.

Прически замужних женщин на Руси. По головному убору

Незамужние девицы могли ходить с непокрытой головой или же с головным убором, оставлявшим открытой макушку (порой, даже в церкви). Поскольку все у девушки было скрыто многослойной одеждой, открытая «макушка» была призвана подчеркнуть ее красоту, на радость добрым молодцам. После того как девица выходила замуж, голову покрывали женским убором. В X-XI веке убор замужней женщины назывался «повойником», напоминал головное полотенце. В XV-XVI вв. женщины стали носить «убрус» – вышитое белое или красное полотно, концы которого богато украшались жемчугом и спускались на плечи, грудь и спину.

Прическа замужней женщины.

Прическа замужней женщины.В славянской традиции (у восточных славян) прически девичьи и замужних женщин значительно разнились между собой.

Девушки не закрывали волос головным убором, замужние же тщательно их прятали.

Древнейшей девичьей прической у восточных славян были распущенные волосы.

Девушки в Архангельской губ. в 1880-х годах ходили обычно с одной косой, спущенной по спине, с вплетенными в нее яркими лентами, но когда в праздник надевали повязку или чёлку , то, по старинному обычаю, волосы не заплетали в косу, а распускали.

Венчали и хоронили девушек также с распущенными волосами. Во время траура, а также при выполнении некоторых обрядов, например опахивания, девушки распускали волосы.

С этим связан особый тип девичьего головного убора в виде перевязки из ткани, обруча из луба или из другого материала, венка, венца и тому подобного, как бы сдерживающего распущенные волосы. Верхняя часть головы оставалась открытой.

Заплетание волос в одну или две косы — более поздняя восточнославянская прическа. У русских преобладала девичья прическа в одну косу (поэтому девушка называлась «однокоской»). Плетение косы в четыре-семь прядок было в обычае у южных великорусок.

Первое заплетение косы девочки означало ее переход в новую возрастную категорию. Пока ей подрезали волосы, она была "дивчинкою", а как только ей заплели косу, она становилась "дивкою", девушкой на выданье. Заплетение первой косы совпадало с переодеванием в «женскую одежду», с надеванием венка на голову по достижении девушкой брачного возраста, т.е. 13 — 16 лет.

В некоторых местах после рождения девочки плели из соломы косу, вкладывали в нее монету и вешали на дерево перед домом, чтобы девочка счастливо дожила до девичества.

Девочке в пять лет сплетали волосы "в крест", беря пряди спереди, с затылка, затем с правого и левого уха, связывали их посередине, приговаривая: " как связаны волосы, так бы хлопцы вязались ".

Коса символизирует готовность девушки к браку, лента в косе была знаком того, что девушка на выданье. Со дня просватанья лента заплеталась только в полкосы, к ней крепился знак просватанья - длинная широкая лента. Длинная коса — предмет гордости и особой заботы девушки, ее украшение. За волосами тщательно ухаживали, считая, что чем длиннее коса, тем девушка лучше.

Обычной прической славянских замужних женщин (особенно русских) еще в XIX в., а местами и в начале XX в., были две косы, заплетенные по бокам и уложенные на голове, причем нередко при этом спереди получалось возвышение — рога.

Среди белорусов и украинцев часто встречался обычай укладывать волосы, наматывая их на обруч, а не заплетая.

У восточных славян был обычай подстригания и даже бритья волос у замужней женщины. Последнее практиковалось в древнем Новгороде, но не одобрялось церковью.

В западных областях Украины, от Волыни до Карпат, существовал обычай подрезать волосы замужних женщин до уровня ушного отверстия.

Замужние всегда тщательно прятали волосы под головной убор. Ходить с непокрытой головой и даже "засветить волосом" — т. е. выставить наружу волосы—считалось для замужней женщины позором у всех восточных славян; "окосматить" же её, т.е. сорвать насильно головной убор — обидой и даже преступлением еще во второй половине XIX в. Женщина могла в таком случае обратиться в суд, требуя денежного возмещения за «бесчестие».

У русских (Тверская губ.) женщине запрещалось выходить простоволосой во двор, к скотине, так как существовало поверье, что «дворовой рассердится» и скотина " водиться не будет ". "Если свекор увидит, что молодуха без сборника вышла,— вспоминая прошлое, рассказывают старухи,— то кнутом отхлещет".

У украинцев также имелось поверье, что если замужняя женщина выйдет в сени, не покрыв голову платком, то домовой " потянет ее на чердак ". По народным представлениям простоволосая замужняя женщина вызывала неурожаи хлеба, болезни людей и скота.

Автор: В. Карнач (по материалам Масловой Г.С., Усачёвой В.В.).

Причёска замужней женщины на Руси.


Причёска замужней женщины на Руси.Ф.О. Будкин. Девушка перед зеркалом. 1848 год
Люди с древних времен почтительно относились к волосам, учились ухаживать за ними и делать красивые прически. На Руси прически менялись с течением веков, эволюционируя от более простых к более сложным и наоборот.

КОСА
На Руси с волосами было связано множество традиций, запретов и правил. В некоторые дни создавать прически или даже расчесывать волосы было запрещено. Один из таких дней — праздник Благовещения Богородицы. Этот день ассоциировался у славян с началом весны, рождением новой жизни. Кроме того, не рекомендовалось расчесывать волосы во время похорон, потому что, согласно представлениям древних людей, это могло привести к потере волос.
Христово Воскресение было удачным днем для расчесывания и создания причесок. Даже пожилые женщины активно расчесывали волосы — это способствовало появлению на свет максимального количества внуков. Волосы расчесывались, как правило, деревянным или костяным гребнем.
Вместо шампуней на Руси использовали щелок, сделанный из натуральных компонентов: древесной золы, крапивы, ромашки, а также отваров из шелухи лука. Для мытья головы, как правило, использовалась кипяченая вода, поскольку она лучше очищала волосы.
Самой известной прической на Руси была, разумеется, коса. Ее заплетали незамужние девушки, основание косы делали как можно ниже, ближе к шее. Коса могла создаваться из четырех и более прядей, ее украшали имеющимися атрибутами: цветами, лентами, проволочными украшениями. Девушки из более обеспеченных семей использовали также жемчуг, бисер и другие аксессуары. Чаще всего в кончик косы вплеталась кисть или так называемый накосник — он делался из шелковой или золотой нити.
Иногда делалось две косы. Существовал вариант прически, при котором сзади создавались две косы, а по сторонам лежали распущенные волосы. Полностью распущенные волосы незамужние девушки носили только в особых случаях, например к причастию в церковь.
НАЛОБНАЯ ПОВЯЗКА
Когда девушка выходила замуж, она должна была сменить прическу. Как правило, этот обряд происходил прямо на свадьбе: девушки заплетали волосы новоиспеченной жены в две косы и укладывали вокруг ее головы в форме венка. Затем голову нужны было покрыть платком. После этого волосы девушки мог видеть только муж, если же другой мужчина пытался снять с нее платок, ему грозил суд и общественное порицание.
Замужние женщины на Руси ходили в платках даже дома, когда топили печь или убирались, не говоря уже о прогулке на улице. Ходить простоволосой было неприлично.
В Средние века начиная с Х века на Руси стали использовать повязки для волос. Поскольку женщины не должны были появляться на людях с непокрытой головой, они выбирали компромиссный вариант: лоб закрывали широкой лентой (налобной повязкой), которую завязывали на затылке. При этом концы ленты оставляли расправленными. Налобные ленты делались из шелка, парчи и других тканей. Умельцы украшали эти повязки вышивкой или металлическими изделиями. Подобные дорогие повязки, как правило, использовались на свадьбах. Через много лет, в ХХ веке, налобные повязки вернулись в моду в виде так называемых хайратников, которые носили хиппи и другие любители природы и возвращения к истокам.

Причёска замужней женщины на Руси.З. Серебрякова. За туалетом
ИЗЯЩНЫЕ ПРИЧЕСКИ
В XVII веке в моду вошли длинные завитые локоны, которые укладывались различными причудливыми способами. Эта мода приходит с Запада, и создавать такие прически могли преимущественно женщины дворянского рода.
В конце XVII века становится популярной прическа с прямым пробором и змеевидными локонами, которые спадают на плечи.
Позднее прически становятся еще более технически изощренными. Волосы укладывались с помощью накрахмаленных кружев, между которыми ложились локоны. Прическа укреплялась с помощью шпилек и тонкой проволоки.
Во времена правления Петра I в моду вошли западные парики, аллонжи. Как правило, они носились на бритой или коротко стриженной голове. Классический аллонж должен быть очень длинным (искусственные локоны покрывали плечи), с оранжевым оттенком, имитируя львиную гриву. Позднее аллонжи стали скромнее и меньше по размеру.
Уже в начале XVIII века популярность завоевывали «минималистичные» прически: гладко зачесанные, прилизанные волосы, которые спадали вниз на затылке. Мужские волосы зачесывались назад и собирались в хвост, как и в наше время.
Однако история причесок развивалась волнообразно, и вскоре мода на причудливые прически вернулась. Некоторые прически представляли собой грандиозные сооружения, которые скреплялись с помощью яичного белка, муки и прочих натуральных ингредиентов. Разумеется, в таких прическах было множество шпилек, проволок, перьев, гребней и т. д.
В конце XIX века в моду стали входить простые прически, и девушки стали стричься под мальчиков. Подобный простой стиль популярен и по сей день.
Причёска замужней женщины на Руси.К. Маковский. Чарка меду
МУЖСКИЕ ПРИЧЕСКИ
Мужчины на Руси, как и большая часть современных мужчин, стриглись коротко. Как правило, они носили прическу «под горшок». Для создания такой прически на голову надевался глиняный горшок, а волосы, остававшиеся вне горшка, отстригались.
В более богатой среде, при наличии ножниц для стрижки овец или других специальных инструментов, выполнялась прическа «под скобу», то есть аналог современной прически каре. Для того чтобы выполнить такую прическу, нужен был более опытный и умелый парикмахер. Существовала еще одна разновидность «горшка» — прическа «кружок»: концы волос немного подвивались внутрь.
В XVI веке мужчины начали брить головы — это делалось для удобства и простоты. Для бритья использовались любые острые предметы: ножи, мечи, серпы, остро наточенные топоры или ножницы — при наличии таковых.
Однако царь Иван Грозный запретил подобные прически, потому что, будучи традиционалистом, считал такой подход «низкопоклонством перед Западом». Более того, царь запретил брить бороды, полагая, что это «мерзость перед Богом», и запретил отпевать покойников, лишенных бороды. Сам Иван Грозный постригался под скобу, распространив тем самым соответствующую моду.
Интересно, что и до Ивана Грозного чиновники, носившие короткие стрижки, начинали отпускать волосы, если совершали проступок и оказывались в опале у начальства. Кроме того, мужчины отращивали длинные волосы в период траура, то есть они были своеобразным знаком печали. Притом женщины, напротив, во время траура, как правило, укорачивали волосы.

Прическа замужней славянки матери. Прически девушек и замужних женщин в свете славянской традиции.

Прическа замужней славянки матери. Прически девушек и замужних женщин в свете славянской традиции.

В славянской традиции (у восточных славян) прически девичьи и замужних женщин значительно разнились между собой. Девушки не закрывали волос головным убором, замужние же тщательно их прятали.

Древнейшей девичьей прической у восточных славян были распущенные волосы. Девушки в Архангельской губ. в 1880-х годах ходили обычно с одной косой, спущенной по спине, с вплетенными в нее яркими лентами, но когда в праздник надевали повязку или чёлку, то, по старинному обычаю , волосы не заплетали в косу, а распускали.
Венчали и хоронили девушек также с распущенными волосами. Во время траура, а также при выполнении некоторых обрядов, например опахивания, девушки распускали волосы.
С этим связан особый тип девичьего головного убора в виде перевязки из ткани, обруча из луба или из другого материала, венка, венца и тому подобного, как бы сдерживающего распущенные волосы. Верхняя часть головы оставалась открытой.
Заплетание волос в одну или две косы — более поздняя восточнославянская прическа. У русских преобладала девичья прическа в одну косу (поэтому девушка называлась «однокоской»). Плетение косы в четыре-семь прядок было в обычае у южных великорусок.
Первое заплетение косы девочки означало ее переход в новую возрастную категорию. Пока ей подрезали волосы, она была "дивчинкою", а как только ей заплели косу, она становилась "дивкою", девушкой на выданье. Заплетение первой косы совпадало с переодеванием в «женскую одежду», с надеванием венка на голову по достижении девушкой брачного возраста, т.е. 13 — 16 лет.
В некоторых местах после рождения девочки плели из соломы косу, вкладывали в нее монету и вешали на дерево перед домом, чтобы девочка счастливо дожила до девичества.
Девочке в пять лет сплетали волосы "в крест", беря пряди спереди, с затылка, затем с правого и левого уха, связывали их посередине, приговаривая: "как связаны волосы, так бы хлопцы вязались".
Коса символизирует готовность девушки к браку, лента в косе была знаком того, что девушка на выданье. Со дня просватанья лента заплеталась только в полкосы, к ней крепился знак просватанья - длинная широкая лента. Длинная коса — предмет гордости и особой заботы девушки, ее украшение. За волосами тщательно ухаживали, считая, что чем длиннее коса, тем девушка лучше.
Обычной прической славянских замужних женщин (особенно русских) еще в XIX в., а местами и в начале XX в., были две косы, заплетенные по бокам и уложенные на голове, причем нередко при этом спереди получалось возвышение — рога. Среди белорусов и украинцев часто встречался обычай укладывать волосы, наматывая их на обруч, а не заплетая. У восточных славян был обычай подстригания и даже бритья волос у замужней женщины. Последнее практиковалось в древнем Новгороде, но не одобрялось церковью. В западных областях Украины, от Волыни до Карпат, существовал обычай подрезать волосы замужних женщин до уровня ушного отверстия.
Замужние всегда тщательно прятали волосы под головной убор. Ходить с непокрытой головой и даже "засветить волосом" — т. е. выставить наружу волосы—считалось для замужней женщины позором у всех восточных славян; "окосматить" же её, т.е. сорвать насильно головной убор — обидой и даже преступлением еще во второй половине XIX в. Женщина могла в таком случае обратиться в суд, требуя денежного возмещения за «бесчестие».
У русских (Тверская губ.) женщине запрещалось выходить простоволосой во двор, к скотине, так как существовало поверье, что «дворовой рассердится» и скотина "водиться не будет". "Если свекор увидит, что молодуха без сборника вышла,— вспоминая прошлое, рассказывают старухи,— то кнутом отхлещет". У украинцев также имелось поверье, что если замужняя женщина выйдет в сени, не покрыв голову платком, то домовой "потянет ее на чердак". По народным представлениям простоволосая замужняя женщина вызывала неурожаи хлеба, болезни людей и скота.
Автор: В. Карнач (по материалам Масловой Г.С., Усачёвой В.В.).

К чему снится свадебное платье на себе замужней девушке без прически. Свадебное платье приснилось замужней женщине

Если вас интересует, к чему сниться свадебное платье замужней женщине, то в данном разделе вы получите ответ на свой вопрос.

Вообще чаще всего, если   женщине приснилось свадебное убранство, это означает, что она примет участие в чужом празднике. Также сигнал о скором приятом знакомстве.

Если женщина состоит в браке, но при этом в своих сновидениях видит, как она сама выбирает наряд для торжества в специализированном магазине, это означает сильную зависть к знакомому человеку, скорее всего к кому-то из близкого окружения. Вы украли свадебный наряд в сновидениях? Это может означать отношения интимного характера с человеком, который состоит в браке. Если замужней женщине сниться свадебное платье, это может означать только одно – она очень сильно хочет чем-то и иногда кем-то владеть. Для достижения поставленной задачи, она пойдет на любые жертвы. Иногда это отношения интимного характера, которые в последствии могут мучить ее. Изредка, сон сниться девушке, которая хочет что-то приобрести, но материальное положение не позволяет.

Прическа замужней женщины две косы. Тайны русской косы

Прическа замужней женщины две косы. Тайны русской косы

Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят — все волосоньки в ряд.
Эту присказку знали наши бабушки, когда еще сами были девочками.

Из нее можно заключить, что самая древняя прическа на Руси — коса, но это не так. Сначала носили распущенные волосы. А чтобы они не падали на глаза, держали пряди обручем или перевязывали лентой. Обруч делали деревянным, из луба или бересты. И обшивали тканью, отделывали бисером, крашеным ковылем, птичьими перьями, живыми или искусственными цветами.

Ну а косы появились намного позже. Русские девочки заплетали только одну косу. И этим отличались от мам, которым полагались две. Девушки Беларуси и Восточной Украины одну косу заплетали лишь по праздникам. А в рабочие дни плели по две и укладывали на голове венцом. На западе Украины одна коса вовсе была неизвестна. Две, четыре и больше косичек украшали прически местных девушек. Называли их «мелкие косички» или «дрибушки».

До замужества девушки носили одну косу. На девичнике подруженьки с воем и плачем, обусловленными, вероятно, завистью, переплетали одну косу в две. Именно две косы носили замужние женщины на Руси. Одна коса питала жизнью ее, а другая – будущее потомство. Считалось, что в женских волосах хранится сила, способная энергетически поддерживать ее семью. Их укладывали в качестве короны на голове или связывали лентой, чтобы легче было надеть головной убор. С момента вступления женщины в брак никто, кроме мужа, естественно, больше не видел ее кос. На Руси женщины обязательно закрывали голову повойником, сорвать головной убор считалось страшнейшим оскорблением (опростоволоситься – значит опозориться). Худшим оскорблением было разве что обрезание косы. Как-то один барин в ярости отрезал жиденькую косичку своей служанке, а потом успокаивал своих возмущенных крестьян, да еще и штраф выплачивал. Если девушка обрезала косу самостоятельно, то, скорее всего, она оплакивала погибшего жениха, и обрезание волос было для нее выражением глубокой скорби и нежелания выходить замуж. Дернуть за косу означало оскорбить девушку.

Прическа замужней казачки. Головные уборы и прически кубанских казачек

Традиционными прическами кубанских казачек, как и в других регионах, являлись: одна коса у девушек и две косы, собранные в пучок, у замужних женщин. Девицы и девочки вплетали в свои роскошные длинные косы цветы и шелковые ленты. .

Прическа замужней казачки. Головные уборы и прически кубанских казачек

кубанская казачка в прическе из одной косы с вплетенными лентами и цветочном венке

Коса «в расплет»

— прическа сосватанной девушки, которую заплетали ей после сводов. «На вид волосы кажутся совершенно распущенными, посередине же идет тоненькая коска, не толще бечевки; в эту коску вплетаются только концы волос, и такая прическа носит название «в расплет». В конец косы вплетается множество длинных лент.»

Шлычка

Основной прической замужних женщин являлся пучок из волос или кос, которые закручивались на голове. Для увеличения объема прически женщины вплетают в волосы небольшие кусочки материи.

«Все женщины заплетают волосы в две косы, вплетают в них небольшие кусочки материи и шнурки «кисныки» и складывают волосы на голове в круг.»

«Необходимою принадлежностью головного убора замужних женщин является шлычка (нечто вроде чепца); волосы заплетаются в две косы, которые обводятся вокруг головы, и поверх их надевается шлычка; голова иногда прикрывается платком.» .

В черноморских станицах шлычки на украинский манер называли «очипком». Сохранились так же сведения о том, что в ряде станиц на Кубани шлычки-«чепчики», как и косынки искусно вышивали.

«Праздничная белая косынка, украшенная вышивкой, надевалась в большие православные праздники. Помимо нарядных платок, позже косынок, в быту использовались в качестве головных уборов платки (подшальники) хлопчатобумажные, щелковые и шерстяные, сложенные по диагонали в треугольник.»

Женская коса

Женская коса  всегда была на Руси символом красоты .В  женскую косу  вплетали скрытые знаки понятные только своим  и посвященным мужчинам.

Женская коса

Долгое время женщины всех возрастов и всех сословий на Руси и в Московском государстве знали одну-единственную прическу – косу. Девушки украшали косы лентами или косником, женщины – закрывали повойником. Однако коса была не просто прической. . Женская коса

  1. Две лучше, чем одна.     До замужества девушки носили одну косу. На девичнике подруженьки с воем и плачем, обусловленными, вероятно, завистью, переплетали одну косу в две. Именно две косы носили замужние женщины на Руси. Их укладывали в качестве короны на голове или связывали лентой, чтобы легче было надеть головной убор. С момента вступления женщины в брак никто, кроме мужа, естественно, больше не видел ее кос. Интересно, что старым девам строго-настрого запрещалось переплетать одну косу в две, им запрещалось также носить кокошник. иные миры
  2. Жизненные силы.    Маленьким девочкам заплетали так называемые трехлучевые косы, которые символизировали триединство. Коса располагалась строго по направлению позвоночника, так как, по мнению наших предков, служила для наполнения человека через хребет жизненными силами. Не случайно при замужестве женщинам заплетали две косы: одна коса питала жизнью ее, а другая – будущее потомство. иные миры
  3. Читаем по косе .     Коса была не просто прической. Она могла многое рассказать о своей обладательнице. Так, если девушка носила одну косу, то она находилась в «активном поиске». В косе появилась лента? Девица на выданье, и все потенциальные кандидаты в срочном порядке должны засылать сватов. Если же в косе появились две ленты, и вплетены они были не от начала косы, а от ее середины, – все, «сушите весла», или, как говорится, кто не успел, тот опоздал: у девицы появился жених. И не просто тот, который глазки строит да в переглядки играет, а официальный, потому что ленты означали еще и полученное от родителей благословение на брак. Женская коса
  4. Священный ритуал  Расчесывание волос-   был подобно священному ритуалу, ведь во время процедуры можно было прикоснуться к жизненной энергии человека. Видимо, с целью восстановления утраченных за день жизненных сил и требовалось провести по волосам гребнем не менее 40 раз. Малышам могли расчесывать их волосенки только родители, а затем человек уже сам проделывал эту ежедневную процедуру. Интересно, что девушка могла позволить расплести свою косу и расчесать волосы только своему избраннику или мужу. иные миры
  5. Символ чести.  Для женщин коса являлась таким же символом чести, как для мужчин – борода. Дернуть за косу означало оскорбить девушку, не говоря уже о том, чтобы отрезать волосы. Как-то один барин в ярости отрезал жиденькую косичку своей служанке, а потом успокаивал своих возмущенных крестьян, да еще и штраф выплачивал. Кстати, тех, кто осмеливался сорвать, например, головной убор с женщины , тоже наказывали серьезными штрафами. Только штрафы, похоже, шли вовсе не на поправку морального состояния жертвы, а в государственную казну. Женская коса

6.После свадьбы  прическа менялась, коса оборачивалась вокруг головы женщины кольцом. Русские крестьяне не могли находиться при людях с непокрытой головой. Особенно строго этот обычай соблюдался у женщин . Оказаться на улице без платка, «простоволосой» , было позором. иные миры

7.Замужней женщине  нельзя было носить одну косу, чтобы не овдоветь.В свадебном обряде и песнях коса — символ невесты. Выкуп косы невесты стороной жениха символизировал приобретение полной власти над женщиной . Во время свадьбы брат невесты вынуждал жениха выкупать косу за право сидеть рядом с невестой. В похоронном обряде распущенные косы — символ скорби.

Сколько кос у замужней женщины. По косе

Сколько кос у замужней женщины. По косе

Как только девочка на Руси достигала определенного возраста, она начинала носить строго определенную прическу – косу, сплетенную обычно из трех прядей. Первая коса – новая взрослая жизнь. Вместе с косой полагалась другая, не детская, а женская одежда. Коса – девичья краса, считалась главным внешним достоинством девицы. Хорошие, густые волосы высоко ценились, поскольку говорили о силе и здоровье. Те, у кого не получалось отрастить толстую косу, прибегали к гнусному обману – вплетали в свои косы волосы из конских хвостов. Если девушка носила одну косу – означало, что она в «активном поиске». Если в косе у девицы появлялась лента, то статус девицы означал – «на выданье». Как только у нее появлялся жених, и уже было получено благословение на брак со стороны родителей, то вместо одной ленты появлялись две, и они были вплетены не от основания косы, а от ее середины. Это был сигнал для остальных ухажеров, что их дальнейшие усилия напрасны, поскольку девушка и ее семья уже определились с кандидатом в мужья. В торжественных случаях девушки на выданье носили волосы распущенными. К причастию в церковь, на праздник, под венец девушка шла «космачом».