Из истории обряда "?
ыз? Зату".
Вера казахского народа сегодня - это симбиоз двух религий: ислама и тенгрианства. Многих интересовал вопрос о том, почему в великую степь почти до XX века не смогли проникнуть ни христианство, ни буддизм, ни ислам в их классическом виде? Почему кипчаки, казахи до сих пор не фундаменталисты - мусульмане?
На этот вопрос дал ответ лев Николаевич Гумилев, прекрасно понимавший душу тюркского народа: "проникнуть можно только туда, где пусто. В великой степи было что-то такое, которое давало его обитателям все то, что обеспечивали великие религии, об этом свидетельствуют победы не только на войнах, но и в культуре. " (Л. Н. Гумилев. Из писем беку ибраеву. Проникнуть можно только туда, где пусто.
Этим нечто и является тенгрианская религия, которая пронизывает все стороны жизни казахского народа. Все обряды, традиции казахского народа, имеющие древние корни, основаны на тенгрианской вере.
Например, свадебный обряд. Вот что пишет бек ибраев: "приводя нового человека в свой дом, мы рискуем, так как с ним в дом проникают и новые духи - аруахи. Как они будут вести себя в доме, в какой контакт войдут с духами - хранителями этого дома и очага - еще не известно. Довольно обычны случаи, когда приведенная невеста приносила одни неудачи и несчастья. Поэтому нужно отлучить уходящую девушку от своего очага и еды, так как аруахи связываются через пищу. Поэтому невеста перед свадьбой не должна была питаться у родителей. Для этого близкие и дальние родственники, а также и соседи устраивали девичник -? ыз? Зату (иногда проводили 30 к? н ойын, 40 к? н тойын? ткізу, т. е. "30 дней игр, 40 дней свадьбы". Перед выходом ее переодевали во все новое, так как со старой одеждой связаны старые духи. Прическа. Затем начинается прощание невесты с близкими - " сы? Су", Мелодия Которой Полностью Совпадает с Мотивом" жо? Тау"тау". вой и плач всех женщин, еще более сближающий обряд с похоронами. И наконец, закрывают лицо тканью (фатой), имитируя окончательную смерть ( в наши дни этот обряд уже не проводят.
В день отъезда невесты сватам показывали приданое, разбирали свадебную юрту, готовили праздничный караван к отправке и преподносили подарки сватам, жениху и невесте. Затем затем в отдельной юрте девушку переодевали в костюм молодухи. в этот момент на голову ей надевали свадебный головной убор (саукеле) с особым покрывалом (желек), в котором она должна была приехать в аул жениха.
Снарядив таким образом, ее отправляли в путь.
Представители жениха выкупают "Тело" и начинают его вывозить или выносить: уходить пешком и оглядываться в сторону родного дома считается плохой приметой.
На подходе к аулу жениха, на расстоянии как до кладбища невесту оставляют, где ее встречает молодежь. С этого момента начинают ее "Оживлять", заставив преодолеть ряд символов и ворот, связываемых с прохождением через "врата подземного царства". Ее голову обносят реликвиями, очищают маслом и только потом производят "Открывание Лица" (беташар. Но при этом невеста считается еще связанной с потусторонним миром, и ей запрещено называть членов этой семьи по именам, так как этим самым она может ускорить их смерть. Отсюда отсюда и обычай не называть по имени родственников мужа. свадьбы проводятся остальные обряды, ритуал через сорок дней, когда казахские невесты снимают саукеле и получают право носить одежду женщин" (лев Гумилев. Из из письма беку ибраеву. задачой свадебного обряда - отсечь от невесты аруахов старого дома и доставить ее "Чистой" в дом жениха.
Исследователи уже давно обратили внимание на некоторое сходство казахского саукеле с головными уборами саков (так называли в персидских источниках скифов. Среди саков, занимавших огромные территории средней Азии и Казахстана, имелись племена, именовавшиеся "Тиграхауда" ("носящие остроконечные шапки". Предположения подтвердились, когда в 1970 е гг. казахские археологи обнаружили неограбленное захоронение сакского вождя (V - IV вв. До н. э. ), одежда которого была сплошь покрыта золотыми пластинами. На его голову был надет высокий (60-65 см) головной убор с золотыми украшениями, даже поверхностное сравнение которого с саукеле свидетельствует об их сходстве. Однако казахский саукеле - женский головной убор. Археологические археологические Находки позволяют снять и это расхождение. сибирской коллекции Петра I имеются две золотые поясные застежки, изображение на которых получило название "Отдых в Пути". Каждую композицию составляют три фигурки: две мужских и одна женская. Женщина и мужчина сидят, второй мужчина лежит на их коленях. На голову женщины надет высокий головной убор, совпадающий по форме с казахским саукеле. Таким образом, если согласиться с датировкой этого предмета (как предполагают археологи, III в. до н. э. ), то можно считать, что в скифо - сакский период высокие головные уборы могли носить как мужчины, так и женщины.
Почти два с половиной тысячелетия разделяют сакский головной убор и саукеле. Тем не менее, в течение всего этого времени в средней Азии и Казахстане продолжали бытовать высокие головные уборы. Очевидно, они и послужили прототипами казахского саукеле - важного элемента свадебного обряда.
Читайте далее статьи о прическах на каждый день http://pricheski.ru-best.com/kak-sdelat-prichesku/pricheski-na-kazhdyy-den