История головных уборов.
( Продолжение).
Издревле на головах восточных славян всех сословии возвышались шапки, несколько расширяющиеся кверху. У крестьян шапки имели высокую тулью, сужающиеся кверху, были скатаны из войлока. Встречались и низкие шапки с круглым меховым околышем и бархатной или парчовой тульей - мурмолки. Франты и стрельцы в Xvii веке носили шапки с низким меховым околышем и высокой, заостренной мягкой бархатной тульей.
Бояре многослойные шапки предпочитали. Дома на их головах возвышалась расшитая шапочка - тафья или скуфья. Отправляясь за порог, поверх нее надевали колпак и горлатную шапку (ее шили из меха, приходящегося на горло зверя. По этой шапке можно было отличить боярина от всех остальных. На Руси замужние женщины вообще не могли ходить "Простоволосыми". Они носили кокошники, двурогие кики, однорогие сороки.
Французская революция упрощает костюм, делает его демократичнее. Республиканцы водружают на голову красный фригийский колпак, украшенный трехцветными кокардами и лентами, окрашенными в национальные цвета - синий, красный, белый. Фригийский колпак еще в античные времена появился. Тогда римским рабам ходить с покрытой головой не разрешали, и потому те, кому удавалось освободиться, тут же водружали на головы маленькие колпаки, форма которых была заимствована у фригийцев. Их так и называли - "Шапками Свободы". Вот так в веках перекликается мода на головные уборы, символизирующие стремление людей к свободе.
Головные уборы украшаются трехцветными кокардами и лентами, окрашенными в национальные цвета - синий, красный, белый. Чем ближе к нашему времени, тем стремительнее меняются моды. То популярны повязки по образцу античных. То чепцы с оборками, то шлемы с козырьком. То снова пышные сооружения со страусовыми перьями.
В XV веке вид и форма головного убора указывали на род занятий человека: нотариус ходил в бобровой шапке, ученый богослов - в черной шапке с плоской четырехугольной тульей. Художник и врач предпочитали береты. В XV - XVI веках мода на береты распространилась среди мужчин и женщин. Берет - мягкий плоский головной убор круглой или квадратной формы - часто делали из бархата, украшали вышивкой и перьями. Удивительно то, что со временем берет не утрачивает своего значения. Во второй половине XIX века без беретов уже не обходились, а с 1920-х годов, берет прочно обосновывается в женском гардеробе.
В XVI веке получила распространение большая шляпа из фетра. Особенно популярна она была в Нидерландах. Поскольку такие шляпы часто встречались на картинах Рубенса и Рембрандта, то их назвали шляпа а-ля Рубенс, а-ля Рембрандт.
В помещении и на улице мужчины не расстаются со шляпой. Даже за столом ее не снимают. При поклоне шляпой описывают полукруг. Ее нельзя было приподнимать при встрече, как цилиндр. Дамы носили такие же шляпы, как кавалеры. Однако чем выше становилась дамская прическа, тем более высокой и сложной шляпы она требовала. Для защиты волос от ветра и песка появился головной убор - кибитка, напоминающий дилижанс.
Еще в начале Xviii века поля шляп стали пригибать в нескольких местах. Со временем загнутые вверх поля образуют постоянный фасон, и шляпу начинают кроить иначе. Появляется треуголка - шляпа с полями, сдавленными в три угла. В эпоху рококо ее носят и женщины, в Xvii и Xviii веках треуголка становится частью униформы. В конце Xviii века ее вытеснила двухугольная шляпа. Она легко складывалась и помещалась под мышкой кавалера, когда ему приходилось быть на приеме или балу. Необыкновенная история головных уборов.
В Англии все носят цилиндр - высокую шляпу с небольшими полями. Цилиндр стал повседневным предметом тогда, когда фрак начали носить днем. Вначале в моде был цветной цилиндр (особенно светло-серый), но со временем он стал строго однотонным.
Для удобства появляется и складной цилиндр - шапокляк (шляпа гибуса) на проволочном каркасе. Эту шляпу, которая легко уплощалась до блина и пряталась под мышку, в 1835 году изобрел парижанин гибус. До 1914 года шапокляк, как дополнение к фраку, был принадлежностью бального туалета мужчин.
Параллельно с цилиндром, еще с Xviii века, существовала касторовая шляпа из высококачественного сукна очень тонкой выработки, для ее изготовления применялся бобровый или козий пух.
Постепенно цилиндр и касторовая шляпа сближались, и после 1850 года появилось нечто общее - котелок. Котелок имеет узкие ровные поля и жесткую куполообразную тулью, он практически всегда черного цвета, только изредка серого. В лондонском сити до середины XX века котелок вместе с зонтом считался типичным элементом официальной одежды. В 1850-е годы был популярен и капот - небольшая, высоко надетая дамская шляпа, но уже в конце XIX века ее носили преимущественно пожилые женщины.
На рубеже XIX и XX веков появляется канотье - соломенная шляпа с жесткой плоской круглой тульей и ровными полями. Очень скоро ее стали носить и женщины.
Подробнее читайте новости о прическах для волос в разделе http://pricheski.ru-best.com/uroki/pricheski-dlya-volos