Художник: Эдвард мунк.
Картина: пепел.
История: на фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. Женщина - в полурасстёгнутом платье, запустившая руки в распущенные волосы, - стоит почти в самом в центре картины. Фигура мужчины, напротив, размещена в самом углу и, по сравнению с фигурой женщины, едва намечена: он сидит ссутулившись, подперев голову рукой и отвернув лицо от наблюдателя
. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе мунка ( "Меланхолия", 1892) выражает подавленность или отчаяние. Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса, изображающая, по-видимому, поваленное бревно; в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она "Перетекает" в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих бишофф трактует как столб дыма: "бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины"картину отличает мрачное, тягостное настроение, но сюжет её с трудом поддается расшифровке. Тот же бишофф её с "Компульсивными Ритуалами Сэмюэла Беккета сравнивает". Поза и выражение лица женщины - центрального персонажа - могут выражать как отчаяние, так и торжество. Н. и. Крымова описывает героиню "Пепла" так: "в отчаянии вцепилась она руками в свои распущенные волосы. Её широко открытые глаза пусты - это конец любви, конец всему". Другие комментаторы видят женщину победительницей: она торжествующе поправляет причёску после акта любви, тогда как мужчина предстаёт использованным и брошенным. Эта роковая "Двойственность" женского начала напоминает и о других картинах мунка, таких, как "вампир (любовь и боль) ". Исследовательница творчества мунка Сью придо предполагает, что в "Пепле" воплотились воспоминания о его болезненном первом романе и потере невинности: "на картине он изображён тяжело раненным, тогда как милли таулов, первая любовь мунка, подобно фениксу, вновь поднимается из пепелища их любви". На одном из графических вариантов мунк надписал: "Я Видел Нашу Любовь, Лежащую на Земле в Виде Груды Пепла". Первоначальный вариант картины с 1909 года находится в национальной галерее в Осло.