Вчера мы о героическом камакура горо кагемаса писали.
Его образ жив и блистает до наших дней. Кроме камакурских реконструкторов, собирающихся вокруг святилища горую (фото 1-3), весь мир может видеть этого воина на сцене театра кабуки.
Театр возник в 17 веке как народное развлечение. Яркие, динамичные спектакли были одним из типов представления, с героями в стиле арагото. Он был выработан для сюжетов с воинами и сражениями. Другой стиль, вагото, мягкий и мелодраматичный, рассказывал истории несчастных влюблённых.
Для амплуа арагото использовали исторические сюжеты. Бакуфу запретило изображать события после 1590 года. Авторы обратились к старине, особенно всё тем же войнам генпей и ранее. Историческая точность очень приблизительной была. Главное - создать захватывающее и эмоциональное зрелище.
История Горо кагемаса появилась на сцене в 1697 году в исполнении итикава дандзюро первого. Она претерпела сильные изменения, по сравнению с реальностью. Интермедия в 50 минут считается одной из "18 лучших пьес", как часть спектаклей, длившихся целый день.
По преданию, другие актёры за что-то обиделись на итикава дандзюро и отказались давать ему знак выхода на сцену. Итикава сам вышел на помост - ханамити, ведущий на сцену и закричал: "сибараку! "-"Подождите! " Слово стало названием пьесы и прославилось на весь мир. Главный герой, в потрясающем костюме с красно - белым гримом и торчащими как лучи прядями волос стал символом кабуки для западного зрителя.
Но этот вид, в принципе типичный для японского театра, выработался не сразу. На гравюре тории киёмасу начала 18 века (фото 4) дандзюро второй с огромным мечом, одет в кимоно обычного покроя, оранжевого цвета с гербами актёрской династии итикава - тремя квадратами. Причёска его растрёпана, но в меру, только на лице знаменитый грим. К слову, он вероятно позаимствован из китайского театра. Там используются линии с такой же цветовой схемой: красное для благородных героев и силачей, синее - для злодеев и подлецов.
В 19 веке различные варианты сибараку были сведены к одному. К тому времени костюм персонажа приобрёл черезвычайную вычурность. Самая заметная деталь - рукава. Они огромными прямоугольниками на лёгкой раме стали. Актёр появляется закрыв их как крылья бабочки и решающий момент раскидывает на всю ширину, принимая драматическую позу, "миэ". Пространство, занимаемое героем на сцене символизирует его невероятную силу и энергию.
Сюжет пьесы не сложен: злодей киёхара - но такехира узурпировал императорскую власть и готовится казнить принца и его невесту во дворе святилища цуругаока хатиман в камакуре. Его воины - краснокожие силачи. Некая дама терухиме убеждает его, что пролитие крови рядом с богами нетерпимо. Но киёхара не слушает её и призывает на роль палача нарита Горо.
Но тут звучит знаменитое "сибараку! ", На ханамити является могучий Горо кагемаса, рассказывает свою историю, побеждает всех, забирает императорские меч и печать и возвращает принцу.
Сибараку служит формой, в которую вливают разное содержание, приём называемый секаи. Иногда сюжет переносят в эпоху Тайра - но масакадо, как главного злодея.
В 1746 году появилась пародия, тоже привычный приём кабуки, с женщиной. Действие перенесено в 12 век и роль могучего героя выполняет героиня, томоэ гозен (фото 9. она спасает путешественников от злодея симадза. Так что оннагата, исполнители женских ролей, могли показать себя, хоть и в комическом ключе.
В приложенном видео - фрагмент онна - сибараку со знаменитым бандо тамасабуро. Его томоэ гозен пронзает взглядом не хуже чем мечом.
И слава горо кагемаса живёт уже почти тысячу лет!