Светлана маковецкая. Цель творчества - самоотдача, а не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех.
И надо жить без самозванства, так жить, чтобы в конце концов.
Привлечь к себе любовь пространства.
Будущего зов … услышать.
Борис пастернак.
Сияющий мир.
Кто это так видит, так рисует светом, так парит над временем. Когда, кто, как сделал эти фотографии - картины. Такова обычно реакция зрителя.
Светлана маковецкая, мастер пикториальной фотографии, как мне кажется, не вполне уверена, что это - она сама. Человек глубоко верующий, она без лишних слов и объяснений воспринимает мир как свет, дарованный свыше.
Знаю её больше десятка лет и всё глубже убеждаюсь: она по нашим временам странный художник, и даже таинственный. То есть - настоящий. Кажется, её что-то ведёт по судьбе, помогает ей вовремя оказаться в нужное время и в правильной точке. Об этом свидетельствует и её путь в фотоискусство.
Профессиональный журналист, она и не думала никогда снимать. Фоторепортаж, гонка за событиями её не занимали. Суета жизни, сухая листва повседневности казались ей несущественными. Да, они не оставляют следа, обречены исчезнуть. И пусть …. Маковецкая - неспешный созерцатель живого. Она всегда любила живопись, особенно импрессионистов. Она ходила на выставки, собирала альбомы Тулуз - лотрека, Дега, Моне, Ренуара. Путешествовала, растила своих детей и смотрела вокруг.
Наконец, взяла в руки первую камеру. Ей было сорок четыре года.
Ни дня ученичества. Светлана мастером оказалась. Она была готова им стать и стала.
Камера была простенькая "Мыльница", но с хорошим цейссовским объективом. Светлана начала снимать своих девочек, ничего не понимая в выдержках и диафрагмах, шаг за шагом, исключительно интуитивно, а, стало быть, стремительно, следуя к своему предназначению. Её тайное устремление к совершенству было замечено (не могло не быть) в небольшом ателье ручной печати, куда она приносила свои плёнки. Печатница обожала с нею работать.
Несколько её снимков были выставлены в витрине мастерской. В мусорном и безумном мире начала девяностых эта небольшая витрина вневременного покоя и красоты ошеломляла, люди останавливались. В ателье выделили крохотную комнатку для маковецкой и её затей, специально и только для нее, и она сразу, как по наитию, отправилась в местный театр, попросила там на прокат несколько платьев, шляп, деталей быта разных эпох … мастерская по фотопечати и обработке плёнок превратилось в первую стильную, волнующую воображение студию женских портретов. Знакомый бизнесмен, влюбившийся в снимки маковецкой, привёз ей из Америки в подарок современнейший Nikon с тремя объективами … боже, как много кнопочек. Но какие возможности открываются. И снова интуитивный полёт над загадочной техникой, не понимание - освоение.
Меньше чем через год открылась первая персональная выставка. Ещё через несколько месяцев - восемь больших работ маковецкой на знаменитой выставке "Женщины о Женщинах" в московском манеже. Там её работы замечает великий мастер русской пикториальной фотографии Георгий Колосов, статьи и снимки которого маковецкая встречала в лучших журналах России. Она знала, что Колосов сам, вручную, вытачивает, шлифует стекла, собирает для себя "Монокли", удивительные фотообъективы с чуть смещённым фокусом, творящие чудеса со светом, освобождающие изображение от назойливых и ненужных деталей, но волшебно рисующие главное. Светлана о "Монокле мечтала"! И вот специально для неё сам Колосов такой объектив делает. А потом, убедившись, какую потрясающую ученицу послал ему бог, дарит ещё один.
Маковецкая участвует в нескольких международных проектах, снимает и выставляется в Берлине (циклы "ZOO" и "пляж"), и, наконец, попадает в Японию. Это была поездка на теплоходе, в ней приняли участие поэты, художники, артисты, а также политики и бизнесмены. Они прибыли в тояму, и там в доме приёмов открылась выставка фотографий маковецкой … но Светлана поняла, что не хочет никаких приёмов, никакого официального общения, хочет "Уйти в Японию" хотя бы на несколько дней, побыть здесь одной и, если повезёт, найти свой собственный вход в эту потрясающую, но наглухо закрытую для посторонних страну. Закрытую, как тот свет. Её проводником оказалась художница Макина миэко. С нею маковецкая перестала быть для Японии посторонней, отныне и по сей день она там своя, и взгляд на Японию у Светланы свой, глубоко личный … и сияющий. Потом большая выставка в Москве, в музее Востока на тверском бульваре, совместно с Макиной. Там мы и познакомились, там мне и посчастливилось увидеть сияющий мир маковецкой …. Впоследствии мы сделали со Светланой для журнала "Волшебный Фонарь" съемку Майи Плисецкой - побывали у неё в гостях в квартире на тверской в Москве, съездили на пять незабываемых дней в Мюнхен.
А дальше - простая и фантастичная история с "шахназаровской.
Серией".
Однажды в мастерскую маковецкой пришла со слезной просьбой молодая женщина: она хочет сниматься в кино, но у неё нет приличного портфолио и нет денег на то, чтобы его заказать. Ей страшно нравятся женские портреты маковецкой, и она мечтает сняться у неё, мечтает! Что делать, Светлана её поснимала. Через несколько дней телефонный звонок:
- они снимки получили! Меня позвали! К Карену шахназарову, к самому! Возможно, будет главная роль.
Через пару дней снова звонок:
- Светлана, они на меня посмотрели, говорят что я для чего-то пригожусь … ваши снимки понравились им больше, чем я … шахназаров снимает фильм по роману Бориса савинкова "Конь Бледный". Вас на студии хотят видеть непременно.
Светлана на Мосфильм пришла. Эпоха, в которой происходит действие романа "Конь Бледный" - одна из её любимейших. Стилистика, воздух рубежа веков, поэзия и свет того времени всегда её волновали.
Но у фильма уже есть фотограф. Однако шахназаров разрешил ей поработать на съёмочной площадке - с одним условием. Она должна сама … сняться в фильме. В большой сцене в кабаре, в русском "Мулен - Руже". Там нужна дама с судьбой, яркий, хоть и бессловесный, персонаж. Маковецкая с её пониманием эпохи мгновенно придумала свою героиню. Её загримировали и сделали прическу в Тулуз - лотрековском духе, нарядили в платье с кринолином, продемонстрировали "Главному" - и шахназаров пришёл в восторг. Вот только бусы он приказал заменить роскошным колье. В таком виде, спрятав камеру с моноклем в шёлковый мешочек на серебряном шнурке, фотохудожница с Тулуз - лотрековским "Шишом" на голове оказалась на съёмочной площадке. Как стрекоза в каплю янтаря, она навсегда попала на киноплёнку - странная женщина с шёлковым ридикюлем, серебряный шнур на плече. Кто догадается, что там, в том ридикюле?
Маковецкая снимала только во время перерывов между съёмками, которые длились несколько дней, снимала под ревнивым взглядом штатного фотографа фильма. Снимала, когда она сама и другие актёры чувствовали себя свободно, естественно, когда они болтали о своём, дремали, полузакрыв глаза, отдыхали от утомительного киношного света … оставаясь, вместе с тем, в гриме и в роли. Светлана маковецкая (1948-2012) www. Zoom - Russia. ru.