"По Мнению Ряда Исследователей, уже в Глубокой Древности Существовал Союз Месопотамских"номов" с центром в ниппуре.
В исторические времена (около середины III тысячелетия до н. э. ) можно проследить борьбу отдельных номовых центров за гегемонию над всей "Страной". На севере основным претендентом на гегемонию был киш, а на юге - Ур и урук. Сильными и богатыми городами были также лагаш и умма.
С городом уром связана одна из самых загадочных и самых богатых археологических Находок в месопотамии - так называемые "Урские Гробницы". Об этих гробницах написано очень много, в том числе, к сожалению, и немало вымышленного. Поэтому представляется целесообразным изложить здесь то, что о них доподлинно известно. Прежде всего мы заметим, что в уре обнаружены два типа богатых погребений. К одному из них относится могила царя Мес - калам - дуга. Это - обычная могила, отличающаяся лишь размерами и чрезвычайно богатыми загробными дарами. Среди них и находился знаменитый золотой шлем весом 1300 г и диаметром (от лба к затылку) 26 см. Даже учитывая, что такой шлем надевался на войлочный подшлемник толщиной 1-2 см, можно сделать вывод, что у Мес - калам - дуга была очень крупная голова (к сожалению, его череп не сохранился. Другим типом погребения является подземный склеп с еще более пышными загробными дарами и многочисленными человеческими жертвами. Почти все эти склепы были разграблены уже в древности. Более или менее сохранился лишь один из них.
Внутри склепа, не в гробу, а на ложе, покоился женский скелет в чрезвычайно богатом и красивом убранстве. Не менее великолепным был и прочий инвентарь, особенно две арфы из драгоценного дерева, слоновой кости и лазурита, украшенные золотой бычьей головой. Это и была знаменитая "Гробница Шуб - ад". Такое чтение сейчас уже устарело, предложен ряд новых (наиболее вероятное - Пу- аби), но пока мы будем называть ее привычным именем. Заметим, что так называемый портрет шуб - ад, фигурирующий во множестве научно-популярных изданий, а также и все дискуссии вокруг этого "Портрета" есть результат, мягко говоря, недостаточной осведомленности. Для того чтобы смонтировать головной убор шуб - ад, а он мог держаться только на прическе, Л. вулли, раскопавший эти гробницы, решил сделать восковой муляж женской головы с париком. Череп шуб - ад не сохранился, но Л. вулли интересовал не индивидуальный портрет, а шумерский женский тип. Да и делать сколько-нибудь достоверные портреты по черепу в то время еще не умели. По всем этим причинам для реконструкции был использован хорошо сохранившийся череп молодой женщины. Получившийся муляж, следовательно, не является чьим бы то ни было портретом, о чем Л. вулли и сообщил в своих работах.
Но кто была сама шуб - ад? Ее титул "Шуб - ад нин" можно перевести и "шуб - ад, царица", и "шуб - ад, верховная жрица". В остальных склепах скелеты главных персонажей не сохранились, поэтому мы не знаем, были в них погребены мужчины или женщины. Найденная около одного из них печать с именем а - бараг - ги не имеет никакого титула, почему и неясно, кому, собственно, она принадлежала. Споры вокруг этих гробниц и сейчас идут. Наиболее вероятным представляется мнение, согласно которому погребения в склепах - это погребения верховных жриц бога луны Сина (шумерск. Суэн), бога - покровителя ура. По-видимому, они были как-то связаны с обрядом "Священного Брака". Вот почему и шуб - ад лежала не в гробу, а как бы на брачном ложе. Бога Сина символизирует золотая бычья голова: "бык" - один из эпитетов этого бога. (Эвелин кленгель - Брандт "Путешествие в Древний Вавилон", главная редакция восточной литературы издательства "наука", 1979 г. ).
На иллюстрации: реконструкция наряда Пу- аби из сердоликовых и лазуритовых бусин и золота.