Красивые прически

Прически на каждый день. Пошаговые руководства, советы и мастер-классы

Христианство_и_язычество@Vmsmyth.

07.03.2016 в 09:53

"Swantewit.
Свантевит, впервые упомянутый в ХII в. хронистами гельмольдом и саксоном грамматиком, - верховный бог западных славян, культ которого прослеживается в Х -ХI вв. На о. рюген.


Его имя известно в разных вариантах написания: Svantavit, Szuentevit, Zwantevit, Swatowit, Suatouyit, Zuatouit, Suatovit, Suantevit, Swantebog, польск. s? Wiaetowit, Swiatowit, Swantewit Kl? den, 1847: 247; мифы народов мира, 1991, 2: 420

Христианство_и_язычество@Vmsmyth.. Укажем основные черты образа свантевита как верховного бога полабских вендов. В справочной и научной литературе традиционно отмечается, что по функциям свантевит связан с войной и победами. Атрибутами свантевита чаще всего выступают меч, знамя, боевые значки, копья. Рог, или кубок, - неотъемлемые атрибуты сва тевита - считаются символами плодородия и изобилия. Белого жеребца, посвященного богу и бывшего у него на службе, связы вают с культом солнца. Культовый центр свантевита находился на мысе аркона, северная оконечность о. рюген. Городище ар кона было основано в IX в. и служило главным образом культовой крепостью. Ежегодно здесь после уборки урожая совершались жертвоприношения херрман, 1986: 350; славянская ми фология, 1991: 349; мифы народов мира, 1991, 2: 420; Kruеger, 1936: 267-268; Kl? den, 1847: 246-257; Karbe, 1925: 365-366.

Очевидно, что имя свантевит имеет славянские корни. Первую часть имени Swant /Svaet возводят к старославянскому * светъ \u2018 святой' мифы народов мира, 1991, 2: 420, к общеславянскому 'Swetlo, Swet \u2018 свет; свет, мир' Kl? den, 1847: 246, к западно славянскому и польскому Swaety / Swiaety и русскому "Святой" Kl? den, 1847: 247; Glaeser, 1932: 80 . в значении второй части имени мнения ученых расходятся: одни считают, что компонент wit / vit этимологически восходит к славянскому корню * vid со значением видения \u2018 вид, зрение, воззрение, облик' и однокоренному глаголу "Видеть" Glaeser, 1932: 80; другие предполагают связь с индоевропейским корнем * wed: гот. Vitan, др. Сакс. Witan, др. Нем. wi? an, рус. "Ведать" \u2018 знать' Kl? den, 246; третья группа ученых связывает этот корень со славянским 'Vitez и русским "Витязь" и, соответственно, "воин, богатырь, победитель" Schmidt, 1997: 43; Stredowsky: Kl? den, 1847: 247; фаминцин, 1995: 136 . как бы ни расходились мнения исследователей относительно второй части имени божества, все они сходятся во мнении, что первая часть слова имеет значение "Святой, Священный". По сути, это имя вызывает мысль об эвфемистичном на звании или прозвище некоего славянского божества, которое по какой либо причине избегали называть прямо по имени.

Относительно происхождения и древности культа свантевита интересную мысль высказал польский историк и этнограф Зденек Ванья: он предположил, что поклонение свантевиту и его культовый центр с храмом в арконе приобрели надрегиональное значение лишь в первой половине ХII в., а эвфемистичное имя было перенесено на некое божество, которое западные славяне почитали раньше, до XII в. вероятно, в культе свантевита возродился культ старого западно славянского бога сварога / сварожича / радегаста, храм которого в г. ретра был разрушен германскими воинами и миссионерами в 1066 г. V? a, 1992: 90.
Поскольку главный культовый центр, посвященный свантевиту, находился на мысе аркона, самой северной точке о. рюген, не случайно, что большинство топонимов славянского происхождения с корнем * sv? t прослеживаются именно на рюгене . . вероятно, эти обозначения имели отношение к рюгенскому храму свантевита. Обилие географических названий, содержащих следы имени свантевит, на о. рюген отмечал и а. с. фаминцин, который, будучи последовательным представителем мифологической школы, предполагал существование храмов названного бога в местностях, носящих его имя. Однако кроме данных топонимики фаминцин опирался на свидетельство саксона грам матика, что свантевит (святовит) "Имел Храмы в Очень Многих Других Местах" фаминцин, 1995: 138 . в настоящее время невозможно установить, был ли связан гео графический объект, обозначенный подобным топонимом, с куль том бога свантевита на земле полабских славян или же он соотносился , внимание, только с местами жертвоприношений и языческих капищ. Помощь этнографу в решении этого вопроса оказывают топонимические легенды и предания, до сих пор бытующие в народе. По на родным преданиям, в свантове приложение 1, перечень 4, номер 23 (в настоящее время небольшой церковный приход), включающем около 50 прихожан, находилось второе по величине и значимости после арконы святилище свантевита. Предание подкрепляется историческими фактами: после падения арконы в 1168 г. первые христиане приняли крещение именно в свантове. Здесь на месте священной рощи и жертвенного алтаря в ХII в. была построена церковь (Swantower Kirche. Жители деревни утверждали, будто этоnсамая старая церковь на рюгене. В свою очередь, археологические исследования доказали, что гранитные блоки, на которыхnпокоятся опоры северных врат, были основой древнего жертвенного алтаря Glaeser, 1932: 80.
Согласно преданию, зафиксированному в 1823 г. от "Благородного Помещика" с п ва виттов, в имении шмантефитц приложе ние 1, перечень 4, номер 4 "содержались шестьдесят белых коней, nбывших в службе у свантевита" Haas, 1925: 14 . между тем описание храмового города аркона саксона грамматика также упоминает посвященных божеству коней: "этот бог имеет также наnслужбе своей триста отборных коней и столько же всадников"херрман, 1986: 351 . на территории этого имения еще в первой половине ХIХ в. находился старый сарай, стены которого былиnсложены из огромных валунов, доставленных, по преданиям, с арконы вскоре после 1168 г. в сарае даже после официального введения христианства долгое время отправлялись языческие богослужения в честь свантевита. Там же находилось и некое каменное изображение свантевита, которое позже утопили в болоте "Де Лютц", расположенном между шмантефитцем и деревней вольденитц на рюгене Haas, 1925: 14 . археологические исследования доказали, что, несмотря на смену религий и связанных с ней ритуалов, старые культовые места по традиции продолжали использоваться в соответствующих целях Schmidt, 1997: 23.
Полуостров виттов, находящийся в непосредственной близости от языческого храма в арконе на рюгене, по мнению немец ких историков, также обязан своим названием языческому культу свантевита. Здесь играет роль фонетическая близость второй части имени бога и топонима. Однако здесь следует учитывать, что в хрониках ХII в. зафиксирован факт обращения руян в христианство и строительства миссионерами на острове церкви святого вита (Sankt Vitus. Из очевидного сходства имен языческого бога и христианского святого и возникло предположение об их идентичности. Кроме того, гельмольд при описании обращения руян в христианство записал интересное наблюдение: "когда же господь допустил, чтобы обстоятельства изменились, руяне вновь отпали от веры, прогнали священников и христиан и обратили религию в суеверие; они почитали святого вита, которого мы видим лишь свидетелем и слугой Христа, как самого бога, ставя созданного превыше создателя.