Георгий милляр. Георгий милляр родился 7 ноября 1903 года в Москве в семье французского инженера Франца де милье.
Франц приехал в Россию на работу консультировать русских в области мостостроения. Здесь то его и очаровала дочь иркутского золотопромышленника Елизавета журавлева. Женившись, он получил помимо руки и сердца прекрасной барышни еще и приличное приданое.
Совместная жизнь франца и Елизаветы была не долгой. Маленькому Георгию еще не исполнилось и трех лет, когда его отец умер. Тем не менее, семья де милье продолжала жить в достатке. У них была огромная квартира в Москве, две дачи - в Подмосковье и в Геленджике. Гувернантки - француженки обучали мальчика языкам, музыке, литературе, а тетя, известная в то время театральная актриса, привила ему любовь к театру.
Неудивительно, что Георгия с ранних лет тянуло к лицедейству. Его первыми сценами стали гостиная в московской квартире и терраса подмосковной дачи, где он выступал перед родственниками. Однажды в семилетнем возрасте мальчик раскрасил себе лицо, решив преобразиться в Мефистофеля из "Фауста".
К разочарованию Георгия тогда никто из родственников не испугался, наоборот, на их лицах появились улыбки.
Безмятежное детство Георгия закончилось в 1914 году. Опасаясь предреволюционных волнений, мать решила отправить Георгия подальше от неспокойной Москвы - к деду в Геленджик. Здесь он прожил больше пяти лет, здесь же встретил весть о разразившейся в России революции ….
Революция отняла у их семьи и деньги, и московскую квартиру с подмосковной дачей. Опасаясь большего, родственники Георгия предусмотрительно подправили ему фамилию. Так он из де милье в просто милляра превратился. Впоследствии Георгий Францевич старался не касаться своего прошлого, не указывал в анкетах и о знании иностранных языков, хотя свободно владел и французским, и немецким.
Окончив в Геленджике школу, Георгий милляр устроился работать бутафором в местный театр. Работал он добросовестно, но мечтал о большем - о карьере актера. Все роли он назубок знал. И счастливый час настал в его судьбе.
Это случилось в 1920 году - неожиданно заболела актриса, исполнявшая роль золушки. В панике руководство театра даже намеревалось отменить спектакль, как вдруг кто-то вспомнил о старательном бутафоре. Георгия буквально "Вытолкнули" на сцену, и не разочаровались - юный актер превосходно справился с задачей. Так, постепенно, его стали вводить и на другие роли.
В 1924 году Георгий милляр, уже имевший опыт выступлений на театральной сцене, вернулся в Москву и поступил в школу юниоров при московском театре революции (в настоящее время - театр имени Маяковского. Педагоги встретили юношу настороженно - необычная внешность, ужасная дикция. Георгий милляр вспоминал: "По Своим Психофизическим Данным я был Тяжелым Учеником, и Многие Преподаватели Бросили бы Меня, Если бы не Чувство Профессиональной Любознательности …"консилиум" педагогов долго не мог предрешить исхода ни за, ни против, и поэтому меня не выгоняли …".
Закончив в 1927 году обучение, Георгий милляр был принят в труппу московского театра революции. Там он проработал до 1938 года, быстро завоевав славу характерного актера. Многие из его ролей остались в памяти московских театралов: герцог альбано ( "Озеро Люль"), мокроносов ("конец криворыльска"), пикель ("гоп - ля, мы живем"), аптекарь ("Ромео и Джульетта"), атташе ("голгофа"), болтиков ("Инга"), имангужа ("поэма о топоре"), м-р гоукер ("улица радости"), граф Людовико ("собака на сене".
Казалось, все было в его карьере хорошо: прочное положение в театре, любовь зрителей, но самого Георгия милляра это не устраивало. Его манил кинематограф. И в 1938 году он ушел из театра ….
В кино Георгий милляр начинал с эпизодов, которые сегодня вряд ли кто вспомнит. Первую свою большую роль - царя гороха, он получил в киносказке Александра роу "По Щучьему Велению". Для режиссера это тоже был дебют. И дебют оказался великолепным: самодвигающаяся печка, пятящиеся задом гуси, говорящая щука настолько понравились не только детям, но и взрослым, что режиссеру тут же заказали новую сказку, которая должна была бы рассказывать о борьбе добра и зла. Так на свет появилась "Василиса Прекрасная".
На главную роль сказочного русского богатыря Александр роу пригласил Сергея Столярова, и это было верное попадание. А вот с кандидатурой на роль бабы яги режиссер долго не мог определиться. Пробовались многие известные актрисы, в том числе и знаменитая Фаина раневская, но роу понимал, что здесь должно было быть что-то другое. Поделившись своими сомнениями с милляром, он услышал ответ: "а можно мне сыграть бабу ягу? Эту роль должна играть не женщина …".
Георгий милляр снимался почти во всех фильмах Александра роу (исключение - лишь детский фильм "Тайна Горного Озера", снятый режиссером на ереванской киностудии, и фильм - балет "хрустальный башмачок". И каждая их совместная работа - это ярчайший след в отечественной кинематографии. Эти киносказки не один десяток лет с удовольствием смотрят и дети, и взрослые.
Его герои, как правило, представляли в сказках "Силы Тьмы": черт из "вечеров на хуторе близ диканьки", злодей - придворный квак из "Марьи - искусницы", подводный царь чудо - юдо в "варваре - красе, длинной косе", оборотень кастрюк в "финисте - ясном соколе". Кстати, те, кто смотрел фильм - сказку "Марья - Искусница", помнит, как зловредный квак падает в кипящее озеро зеленым, а вылезает красным. Однако самому актеру во время съемок было не до веселья. На съемках его наголо побрили и намазывали лицо и руки зеленкой, а на ноги натягивали смешные зеленые ласты.
Милляр вообще очень тщательно работал над созданием своих образов, подбирая грим, брови, усы, нос, уши, бородавки, прическу. Нередко он брился наголо, для того, чтобы облегчить работу гримерам. А как долго он репетировал перед зеркалом различные ужимки и повадки своих героев! Поэтому его персонажи всегда получались очень живыми и вызывали такой восторг у зрителей. На одном из кинофестивалей дети наградили милляра титулом "Самая Обаятельная Нечистая Сила", - это ли не самое настоящее признание народной любви!
Особым успехом у зрителей пользовалась Баба-яга, - образ полностью созданный Георгием милляром. В общей сложности актер сыграл Бабу-ягу на экране около десяти раз, и этот образ не был статичным, он все время развивался. Со временем его героиня из злобного врага превратилась в старушку - сплетницу, измученную радикулитом и не лишенную человеческих слабостей.
Сам Георгий милляр так говорил о своем любимом персонаже: "В"Василисе прекрасной" моя бабуля - такая дачница с повязочкой на голове, а в "морозко" (история создания фильма) она уже подряхла, ослабла, да и радикулит ее, бедную, замучил. Обильный материал для Бабы-яги мне дала соседка по коммуналке. Характер у нее был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить. А в Ялте я старушку увидел - коз пасла на чайной Горке. Старая - престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка …. Не женская эта роль. Вот какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? Гример только отвернется - она тут же реснички себе подрисует".
В фильмах Александра роу Георгий милляр нередко играл не одну, а две - три роли. Так в сказке "Огонь, Вода и Медные Трубы" он сыграл Бабу-ягу и Кащея, в сказке "золотые рога" - Бабу-ягу и деда Маркея, а в "королевстве кривых зеркал" предстал сразу в трех образах: наиглавнейшего церемониймейстера, королевского возчика и вдовствующей королевы.
Георгий Францевич милляр долгую счастливую жизнь прожил. Да, счастливую, несмотря на то, что долгое время прожил в коммуналке и получил отдельную квартиру в 80 лет, несмотря на то, что не накопил ни на дачу, ни на машину, не смотря на несыгранные роли в кино, не смотря на то, что официально стал народным артистом лишь в 85 лет. Но разве все это может сравниться с огромной народной любовью, которая всегда окружала этого человека. Его постоянно приглашали на встречи в школы и предприятия, пионерские лагеря и воинские части, и он никому не отказывал. Он вообще не мог отказывать. Однажды к нему зашла соседская девочка и стала рассматривать его рисунки. Георгий Францевич разрешил ей взять самый понравившийся. "А можно я все возьму? " - Попросила девочка, и он отдал все.
До своего 90-летия георгий Францевич не дожил пять месяцев. Он умер 4 июня 1993 года.