Человек, который живет в кайф.
Макс корж про европейскую культуру, жизнь в грушевке и желание продвигать белорусскую тему.
Последнее полноценное интервью Макса коржа прессе состоялось в 2013 году, после того как белорусский музыкант неожиданно собрал на сольный концерт дворец спорта. С тех пор Макс дал много аншлаговых концертов на крупнейших площадках снг и стал одной из самых обсуждаемых медиаперсон в Беларуси. В интервью Onliner
. by он рассказал про любовь к белорусской глубинке, посмеялся над собственной фамилией, с пониманием отнесся к комментаторам в интернете и пообещал, что впереди - серьезные вещи.
Мы встречаемся с Максом в 60 километрах от Минска: музыкант пригласил всех желающих в усадьбу "Марцінова Гусь", чтобы поучаствовать в создании афиши, анонсирующей серию больших концертов. Все просто: корж пустил клич по социальным сетям, на который сразу же откликнулись фанаты белоруса.
Сейчас здесь пустовато: люди еще не подтянулись. Макс, больше похожий не на кумира молодежи, а на простого парня из соседнего двора, встречает нас, широко улыбаясь. Он по - пацански запрыгивает на деревянный забор, оглядывается вокруг и с каким-то трепетом говорит: "Я бы с Удовольствием лег Где-нибудь в Траве и Уснул".
- мы снимаем афишу, которая будет висеть на всех столбах города: серия концертов пройдет в Минске, Киеве, питере и Москве. Готовимся заранее, потому что это будет полноценное шоу. Прошлый "Большой Флэт" понравился людям, и в этот раз мы постараемся сделать все намного круче. За этот год я побывал на многих концертах - Muse, 30 Seconds to Mars - и понял, чего не хватает людям даже на таких концертах. И мы сделаем это.
- Джаред лето - это кумир, секс - символ для молодежи. А ты чувствуешь себя таким?
- секс - символом - точно нет, ты что! Я женатый человек! Я просто выполняю задачу, которую на меня возложили слушатели Беларуси и всего снг. Эта задача - делать что-то интересное и необычное, но в то же время близкое, радовать народ.
- некоторые белорусы к твоему творчеству достаточно скептически относятся. Ты реагируешь на это болезненно?
- да я тоже много рассуждал об артистах, когда был слушателем. Я был злобным зрителем конечно, воспитание не позволяло писать об этом в интернете, но фильтровал музыкантов я очень жестко. Допустим, Макс корж. Я уверен, что многие не будут слушать меня хотя бы из-за имени и фамилии. Я бы и сам не стал. Макс корж …. Ну что это за название такое?
Мне легче было бы придумать что-то более звучное. Но даже фамилия является первым фильтром, который отсекает ведущихся на звучную картинку и оставляет позитивных и искренних - тех, кто умеет смотреть на вещи с разных сторон. Именно они и получают весь торт на наших бешеных тусах. Мне не нужны снобы, стоящие на концерте с лицами сухофрукта. Только свободные люди.
- то есть изначально просто нужно оставить предрассудки?
- это первое, чему нас учит современное общество. Этому научила меня жизнь. Такое понимание с возрастом приходит. Когда мне было 18-20 лет, я не хотел принимать то, что было для меня нехарактерно. Наше поколение воспитано на американской культуре, а сейчас набирает обороты европейская. Американская - более примитивная - уходит на второй план, и у людей появляется какая-то альтернатива. Европейская культура учит смотреть на продукт с разных сторон: креатив и право на жизнь любого творчества. Хотя бы интерьер взять. Таким образом, если мою бабушку сейчас привести в современную квартиру, она скажет: "вы что! Столько денег вбухали на обычные деревянные полы! Все перемешалось, и появилась возможность заценить самые простые вещи - от непонятной ранее музыки до старой деревянной хатки на грушевке. Я боюсь представить, что будет дальше.
Сейчас наилучшее время для творчества, все клише и рамки уходят. Может, я и попал в эту движуху со своим именем и фамилией? Я не знаю.
- ты ведь тоже живешь где-то в Грушевке? Часто тебя узнают на улицах?
- да, узнают везде. На данный момент прическа спасает немного.
- вот мы про корпоративы говорили. А макса коржа можно заказать?
- я не выступаю на корпоративах, хотя, в принципе, никогда не говорил, что не буду этого делать. Просто, видимо, еще не сформировалась моя психологическая готовность, я не могу стоять и петь песню на каком-то корпоративном собрании. Мне нужны люди, которые действительно пришли на концерт, чтобы что-то услышать и познать, получить эмоции вместе. А "Корпораты", сам понимаешь … раньше, когда я был просто MC, у меня были сплошные вечеринки. Когда-то я выступал в клубе Madison перед пятнадцатью пьяными посетителями, сам напивался и отрывался с ними. А потом начал давать нормальные концерты, у меня появилась возможность трезво заняться своим делом.
- а насколько тебя ограничивает лейбл Respeсt Production?
- естественно, лейбл еще на ранней стадии понял, что если артист самодостаточен и знает, в какую сторону двигаться, то стоит только контролировать, чтобы с ним ничего не случилось. Ребята своими делами занимаются. Но вы же видите по моему творчеству, что меня вообще никто не сдерживает.
- многие критиковали тебя за излишний сексизм на третьем альбоме.
- на третьем альбоме? Значит, они не слушали первый эти критики появились из ниоткуда, потому что люди, которые следили за мной, понимают, что третий альбом - это просто цветочки по сравнению с дебютником. На "Домашнем" мне просто захотелось разгрузиться от "серьезки", которая была на втором. Но каждый увидел там то, что искал.
- ты начинал с белорусскоязычного рэпа, на обложке "Домашнего" появился в вышиванке.
- я не хотел что-то сказать таким образом. Просто решил, что будет круто показать семью, как на фотографии моего деда. Так и произошло, все оценили.
- стоит ждать продолжения темы?
- слушайте, естественно, как творческая единица, я обязан внести хоть какой-то вклад в развитие культуры, раз меня воспитала эта земля! Минск повлиял на мою популярность коренным образом, с него началось восхождение: мы с ребятами собрали дворец спорта, "Минск - Арену", люди поддержали меня. Поэтому я должен как-то отблагодарить за это. Но каким образом - одному богу известно. Пока я просто отдыхаю. Серьезная задача, видимо, еще предстоит, потому что надо постоянно двигаться вперед.
- а сколько будет длиться этот отдых?
- а работы еще и не было. Я просто писал все, что думаю. Идея заключалась в том, чтобы передать людям мое мировоззрение. А двигать какую-то белорусскую тему - это очень серьезная задача, к которой нужно готовиться.
Культуру двигать - это же непросто. Бюджеты и много сил нужны. Например, сделать в Беларуси серьезный фестиваль, как венгерский Sziget. В теории это возможно. Ведь наша страна территориально имеет отличное расположение.
- сто? ит ли ждать чудесного перерождения макса коржа?
- я не знаю, оно у меня каждый день происходит. Как жизнь повернется, так и будем двигаться. Вы просто наблюдаете за развитием одного человека, вот и все. Меняется его мировоззрение - меняется и музыка.
- сегодня ты самый популярный белорусский артист, собрал крупнейшую белорусскую концертную площадку. Куда двигаться дальше?
- раньше было количество, а сейчас движение в качество. Более тонкие моменты помогут достучаться глубже до каждого человека, который пришел на концерт.
- британец Эд ширан недавно три дня подряд собирал стадион "Уэмбли" - всего около 270 тыс. Человек. В Минске можно три дня подряд собирать "Минск - Арену"?
- я не знаю, что должно случиться, чтобы я три дня подряд ее собирал. Мне и одного надолго хватило.
- на твои концерты ходит в основном молодежь. Ты часто во время выступления людей в возрасте видишь?
- сейчас почаще. Мы гастролируем уже три года - за это время 18-летние стали 21-летними, а 15-летним исполнилось 18. Мои тексты на самом деле о взрослой жизни, поэтому молодняк может прочувствовать музыку, настроение, а взрослый человек будет слушать текст и поймет его. Просто до взрослого слушателя сложнее достучаться: на него воздействуют телевидение, радио. Но все меняется. Интернет затягивает всех, и это видно по концертам.
- вообще, европейский слушатель, если ему что-то не нравится, проходит мимо, а белорусский начинает гнобить. Почему так происходит?
- я даже больше скажу: европейский слушатель не пройдет мимо. Им все интересно, любое проявление творчества. Может, это просто лицемерие и у них такое воспитание, но европейцам важно, что ты хотя бы чем-то занимаешься. А белорусская публика - это, конечно, серьезный уровень.
- в Лунинце сейчас часто бываешь?
- недавно был. Раньше не хотел туда приезжать, потому что ассоциации были только с пьяными тусовками - так прошла моя юность. К сожалению, я не рос возле моря или гор, и у меня не было возможности кататься на сноуборде или серфе. Пить, идти на дискотеку и наблюдать за животным миром, а порой и участвовать - вот все, чем мы занимались. Но, естественно, все прошло, и я приехал туда к родным. Я Лунинец люблю. Любимая мама, сестра, теща, дочка часто там бывает. С отцом у меня хорошие отношения, они наладились со времен моего студенчества. Раньше было как в песне "Жить в Кайф": в истерике кружились мама валя, папа толя. Сейчас мы наверстываем упущенное, и отец становится для меня другом. Хотя я думал, что это время наступит лет в сорок. Он был на "Большом Флэте" и, несмотря на восторженные отклики, хладнокровно подошел ко мне и отметил кучу "косяков": паузы, проблемы со светом. Мы долго с ним разговаривали. Я даже предложил ему войти в креативную группу "Большого Флэта", но он отказался: мало платят.
- никогда не было желания переехать в Москву? Ты же наверняка там кучу времени проводишь.
- пусть люди посмотрят на эту фотографию - вот и ответ на ваш вопрос.
Сейчас ты можешь жить где угодно, лишь бы был интернет. Естественно, я не мог упустить такой возможности и остался в Беларуси. Тут я как рыба в воде. Нет, Москва - на самом деле очень крутой город, и плохо о нем говорят только потому, что приезжают туда за бабками. А если там отдыхать или изучать какую-то часть культуры, то Москва - это серьезное, интеллигентное место. Просто в этом городе очень большая концентрация злых людей. Злых от слабости и нехватки денег: там ведь куча бабла, но не у тебя в кармане, а рядом. Конечно, это всех злит.
Мне же захотелось разобраться: что это за земля, на которой я жил всю жизнь? Я надеюсь, не у одного меня такие мысли. Не буду говорить громкие слова, но очень важно, чтобы люди ценили место, на котором стоят. Автор: Александр чернухо. Фото: Максим тарналицкий.