Вятичи. Жилых слоев с перечисленными здесь Находками в Москве пока не найдено, но они, конечно, были.
Прежде всего они не могли не быть в кремле, который в XII в. был заселен и имел укрепления. Но и в кремле, и на других московских городищах довольно вероятны укрепления и жилые слои X - XI вв.
Территория Москвы, довольно густо заселенная еще в дьяковские времена, едва ли опустела в эпоху сложения русского государства, тем более, что эта эпоха отличалась бурным экономическим развитием. Впрочем и от этой эпохи до нас дошли в Москве археологические Находки, только они несколько специфичны
.
Как известно, существует мнение, что древний московский кремль возник не у устья неглинной, а у устья Яузы. Мнение это восходит к Xvii в., когда московский дьякон каменевич - рвовский писал: "Градец Малый над Предвысоцей Горе той, над Устии Явузы Реки, на Месте Оном Первобытном Своем Именно Московском, Идеже и Днесь Стоит на Горе Оной Церковь Каменная, Святого и Великого Мученика Никиты, Бесов Мучителя". Мы не знаем, опирался ли этот автор на достаючно древнюю традицию, но раскопки на данном месте могут точно решить вопрос, когда там возникло поселение: однако размер этих раскопок должен быть для этого достаточно велик. Их начал в 1946 г. М. Г. Рабинович, он и изложит в печати их результаты, только итоги подводить еще рано.
М. Н. Тихомиров высказал недавно остроумное предположение о топографии Москвы XII в. он пишет: "К Этому Времени Относятся"красные села" боярина кучки, усадьбу которого надо искать где-нибудь в районе позднейшего "кучкова поля" у позднейших сретенских ворот, поблизости от которых находилось городище у церкви Николы на драчах".
Это городище расположено на "Холме Угловом при Двух Лощинах, Орошенных Течением Неглинной и Ручья", т. е. опять-таки на месте, топографически типичном для городищ как дьяковских, так и позднейших. О самом кучке, тесте одного из убийц Андрея боголюбского и отце другого, М. Н. Тихомиров с полным основанием говорит: "Нет Ничего Невероятного в том, что он был Одним из Вятических Старшин или Князьков, Отстаивавших Свои Земли от Притязаний Юрия Долгорукого".
Судя по летописи, вятичи в XII в. были еще самостоятельным племенем, которое не подчинялось князьям Рюриковичам. Я в свое время это рядом примеров доказывал. В остальной России в XII в. действующими лицами усобиц были князья и города. Здесь летопись постоянно упоминает как особую политическую силу просто вятичей, с которыми ведут различные переговоры князья (Юрий Владимирович долгорукий, Святослав ольгович, Владимир Давидович, Изяслав Давыдович), обращаясь, очевидно, к племенным старейшинам.
Курганы вятичей XII в. дошли до нас в изобилии, они имеются и вокруг Москвы, и в самой Москве. От последующих двух веков (Xiii и XIV) тоже дошел целый ряд таких курганов, хотя племенная организация к тому времени была разрушена, и самое имя племени в летописи уже не упоминается.
Женский наряд, по которому мы это племя узнаем, приобрел законченный художественный облик к XII в. (если не раньше, но до того у вятичей были только трупосожжения, и украшения до нас не дошли. Наряд этот был на всей племенной территории очень однообразен и освящен традицией, он не мог сразу исчезнуть, и совершенно естественно, что он продержался еще два века.
Основным признаком вятичей является семилопастное височное кольцо, ареал распространения которого (и других вятических древностей) точно и детально совпадает с летописной областью вятичей. Эти кольца прекрасными образцами искусства древней русской деревни являются. Пропорции лопастей, зубчиков и орнаментов отличаются при всей сложности правильностью и изяществом. Очень было бы интересно восстановить общий облик женской прически, обрамленной у вятичей обычно шестью или четырьмя семилопастными кольцами. К сожалению, попытки археологов выяснить способ их ношения путем наблюдений при раскопках пока не увенчались должным успехом. Семилопастные кольца позволяют предположить, что общий облик одежды был художественным. До нас дошли только ее металлические и каменные части, но сочетания тканей и узоры вышивок должны были с этими вещами составлять единое гармоничное целое. Эволюционный ряд семилопастных состоит из тринадцати типов, генетически друг с другом связанных.
Теперь необходимо обратить должное внимание не только на контуры этого украшения, но и на его орнаменты. Они довольно стандартны, но при моих раскопках 1944 г. в Царицыне, в черте большой Москвы, найдены любопытные варианты. Там тоже преобладает обычный узор, типичные русские "Городки", но он разнообразно дополнен.
В двух случаях такими дополнениями являются узоры среднеазиатского характера, а в третьем случае плетеный книжный инициал, имеющий точные аналогии в ростовских рукописях владимиро - суздальского времени, буква "О". Это первый случай проникновения книжного искусства в древнерусскую деревню. Специальное изучение орнамента семилопастных колец стоит на очереди.
Характерные для вятичей хрустальные шарообразные бусы чередуются в ожерельях с сердоликовыми бипирамидальными общерусскими, т. е., иначе говоря, короткие белые бусы чередуются с длинными красными. Это позволяет, мне кажется, сделать заключения о колорите вятических одежд. Общий стиль одежды, судя по облику украшений, не допускал пестроты. Красный и белый цвета должны были чередоваться в тканях и вышивках. Семилопастные височные кольца не нарушали общего колорита: первоначальный их цвет серебристый, как это, при хорошей сохранности, всегда видно. Остатки окрашенных тканей, встреченные в погребениях, или белы или красны.
Третий племенной признак вятичей, решетчатый перстень, также имеет значение для понимания древнерусского народного искусства. Прорезь этих перстней составляет разнообразные узоры, я в свое время насчитал семнадцать типов, с тех пор найдены новые. Большинство этих узоров геометричны, но встречаются и довольно причудливые фигуры. Не сомневаюсь, что эти прорези близки по очертаниям к недошедшим до нас вышивкам. Итак, женские украшения дают представления об общем облике одежд москвичек времен основания Москвы.
Из других украшений в наших курганах очень часты браслеты. Это заставляет предполагать, что русская женская одежда отличалась тогда от западноевропейской короткими рукавами. В западной Европе тех веков от Франции до Чехии никаких браслетов не было: длинные рукава их не допускали. А у нас женщины всех социальных слоев носили браслеты: крестьянки - медные, судя по курганам; горожанки - стеклянные, судя по постоянным Находкам в городах; боярыни - золотые и черненные серебряные, судя по кладам (впрочем, в Москве кладов этого рода пока не найдено.
Мужские погребения вятичей очень бедны Находками. До последнего времени можно было утверждать, что в них совсем нет орудий труда. Но в археологии всегда возможны неожиданные Находки. При вышеупомянутых раскопках 1944 г. в Царицыне в мужском кургане был найден железный скобель, вещь важная для истории плотницкого дела.
Керамика курганов вятичей (в том числе в Москве) полностью принадлежит к общеславянскому типу, столь однородному от Эльбы, Дуная и адриатического моря до Волхова, волги, Оки и Кубани.
Москва во времена кучки была городом вятичей, об этом свидетельствуют окружающие ее со всех сторон вятические курганы, об этом же напоминают женские украшения XII в., оказавшиеся в самом сердце нашей столицы, в московском кремле. Там в 1847 г. при постройке оружейной палаты были найдены два височных кольца и две гривны; ныне эти вещи находятся в историческом музее.
Височные кольца принадлежат к классическому типу вятических семилопастных; они имеют все признаки, о которых выше была речь, и вообще от курганных экземпляров не отличаются. Гривны принадлежат к типу полужгутовых загнутоконечных, наиболее распространенному в древней Руси: у вятичей почти все курганные гривны именно таковы. 2 но они известны во всех русских землях, встречены в городских кладах всех трех столиц древней Руси: Киева, Новгорода и Владимира. Этот тип можно общеславянским признать. Он хорошо представлен у западных славян, особенно в вендских кладах балтийского поморья. Кремлевские височные кольца и гривны серебряные (а не из сплава, как обычно в курганах), поэтому и. Е. Забелин предположил, что рни указывают "на Особое Богатство Древних Обитателей Кремлевской Береговой Горы".
На окраинах города, в современной городской черте Москвы вятических курганов раскопано довольно много. Здесь надо особо упомянуть самую раннюю из этих групп, в Черемушках, в южной части Москвы, в Замоскворечье. Она вся датируется XII в. (в основном первой его половиной), и погребенные там люди были современниками кучки и Юрия долгорукого. Раскопки произведены в 1938 г. это типичные вятические курганы. В них обнаружены обычные семилопастные височные кольца, но ранняя дата устанавливается архаичными для вятичей типами браслетов, перстней, сосудов и т. д. в одном из мужских погребений впервые у вятичей найдены железные конские удила; тип их - половецкий. В другом мужском погребении оказался богатый поясной набор, состоящий из 42 серебряных фигурных бляшек разных форм. Наконец, надо отметить кости животных, оставшиеся от вареного мяса, положенного покойникам виде пищи "на тот Свет". В трех курганах это кости заячьи, в двух - лошадиные. Употребление конины в пищу надо считать для этого времени местным своеобразным явлением. Давно прошли дьяковские времена, когда это была основная пища. В древнерусских городских слоях по числу костей на первом месте всегда корова, на втором - свинья, на третьем - овца. Русская летопись только в качестве признака больших голодовок упоминает, что люди ели конину.
Несколько моложе курганы в Филях, в западной части Москвы (раскопки 1923 г. ) и в мякинине, в северной части Москвы (раскопки 1924 г. . в них обнаружены такие же семилопастные височные кольца и другие типичные вещи. Подобно другим вятическим курганам, это крестьянские погребения, но погребены в них пригородные крестьяне. Москва в это время уже княжеским городом была.
Близость к городу в этих курганах важными Находками подчеркнута. Я уже упоминал в этой статье, что любимыми украшениями древнерусских горожанок были стеклянные браслеты, говорил и о том, что городской слой с этими браслетами в Москве пока не найден, хотя предполагать его наличие мы вправе (для слоев XI - Xiii вв. Это руководящая Находка.
В курганах таких украшений нет: крестьянки их не носили. Но любопытнейшими исключениями являются курганы подмосковные. Я об этих исключениях уже писал, но городского характера этих погребений не отметил. В Филях найден голубой ребристый стеклянный браслет, в мякинине найден фиолетовый ложновитой стеклянный браслет. Женщины, погребенные в этих курганах, были, таким образом, по своей одежде не совсем крестьянками; возможно, что они и считали себя в какой-то мере горожанками - москвичками, ведь от Филей до кремля около часа ходьбы, от мякинина немногим больше. Медных браслетов в вятических курганах найдено уже несколько сот, а стеклянных пока только три: два из них в Москве (оба они только что названы, оба - в историческом музее) и третий в Пронске рязанской области (раскопки 1897 г. ), где курганы расположены тоже у самого города; этот браслет тоже фиолетовый ложновитой. Таким образом, все три Находки городские и исключениями из общего правила, строго говоря, не являются. Город Пронск известен с XII в. стеклянные браслеты, находимые в курганах, ценны тем, что они целы: в городских слоях обычно мы находим только обломки этих украшений.
Как уже говорилось, наша столица находится в сплошном окружении курганов вятичей. В историческом музее хранятся вещи из многих таких курганных групп, расположенных и к северу от Москвы в Митине, Тушине, Никольском, Болшеве, Пушкине, и к Западу в черневе, ангеловке, Немчиновке, и к югу, в Дьякове, Царицыне, Чертанове, и к Востоку, в косине, троицком и т. д. (многие из этих мест входят в черту большой Москвы.
А. в. арциховский.
В 1938-1970 гг. автором были произведены раскопки 26 курганов в группе у с, битягово домодедовского р-на московской области. Ранее, до раскопок, в этой группе подмосковных курганов насчитывалось 65 насыпей, из которых 25 курганов было исследовано. (В 1930 г. в. а. городцовым и в 1932 г. а. П. Смирновым. Оставшиеся в настоящее время в группе курганы испорчены при строительных работах или изрыты кладоискателями. В битяговской курганной группе сосредоточены наиболее крупные по размерам насыпей курганы (высотой до 3, 4 м. все раскопанные в группе курганы дали погребения с трупоположениями.
Курган 1, высота 0, 9 м. погребение на материке головой на Запад, руки вдоль корпуса. Погребение женское. На левой руке погребенной медный проволочный витой браслет (1X3), на правой - литой ложновитой сомкнутый бронзовый браслет и серебряный широкосрединный перстень. У кости голени правой ноги медный рубчатый перстень. У стопы левой ноги горшок с линейным орнаментом, сделанный на кругу, без клейма на днище. На фалангах пальцев левой руки три перстня: литой рубчатый, широкосрединный сомкнутый и широкосрединный завязанный. На пальцах правой руки два перстня: широкосрединный сомкнутый и литой с плоским квадратным щитком. На правом виске были два семилопастных височных кольца без петель, одно из них на куске кожи и одно пятилопастное кольцо. На левом виске лежали четыре вятических семилопастных височных кольца, из которых одно с петельками по сторонам щитка, другое без них и третье малое с надетой на дужку шаровидно - уплощенной стеклянной бусиной, четвертое миниатюрное пятилопастное. На шее погребенной ожерелье из медной трефовидной подвески, трех крупных шаровидных бус из белого прозрачного стекла, одной стеклянной витой бусины, 13 сердоликовых бипирамидальных бусин, трех серебряных бипирамидальных бусин и, по-видимому, найденного в области груди медного бубенчика с линейной прорезью, который мог служить и пуговицей для застегивания ворота одежды. Под височными кольцами был найден хорошо сохранившийся остаток шерстяной ткани с геометрическим узором, выполненным в бранной технике.
Курган 2, высота 0, 5 м. погребение женское на горизонте, головой на Запад. При нем три вятических семилопастных височных кольца и обломки четвертого разрушенного кольца. На груди две шаровидные бусины из горного хрусталя, а в ногах глиняная миска с орнаментом линейным и нанесенным зубчатым колесиком. В насыпи кургана обломки еще одного горшка с орнаментом, тоже нанесенным зубчатым колесиком и куски угля.
Курган 3, высота 1 м. погребение мужское на глубине 0, 8 м на спине, головой на Запад, руки погребенного вытянуты вдоль корпуса. На левом виске найдена медная проволочная серьга в полтора оборота.
Курган 4, высота 1, 8 м. погребение женское на горизонте, головой на Запад. Справа от черепа два вятических височных кольца и одно перстнеобразное височное колечко с заходящими концами. На другом виске четыре вятических височных кольца (все они типа, изображенного на рисунке) и второе перстнеобразное височное колечко. В области шеи были две бусины: одна шаровидная из горного хрусталя, а другая сердоликовая бипирамидальная. На левой руке два перстня: пластинчатый широкосрединный и решетчатый, шестирядный.
Курган 5, высота 0, 7 м. курган находится на склоне, поэтому, погребение положено на горизонтальном уступе, вырезанном в материке на глубине 1, 3 м от вершины кургана. Под насыпью кургана женское погребение, головой на Запад. Левая рука вытянута, правая полусогнута в локте. По-видимому, это скелет подростка. При нем в области шеи лежали 19 зонных бус из голубого стекла, 13 бус боченковидной формы из того же материала, 20 бус той же формы из черного стекла и 22 бисерины, которые составляли ожерелье. На правой руке медный пластинчатый браслет с сомкнутыми концами, а на левой - два гладких черного стекла браслета с желтой спиральной оплетой. На пальце левой руки медный литой перстень с овальным щитком. Р. Л. розенфельдт.
Смотрите ещё о прическах своими руками http://pricheski.ru-best.com/kak-sdelat-prichesku/pricheski-svoimi-rukami