Реконструкция облика древнерусского наборного пояса X - Xl вв.
Наборный пояс - ремень, украшенный металлическими накладками, появился, по - видимому, на рубеже нашей эры и получил широкое распространение в эпоху переселения народов, а также в более позднее время.
В X в. это специфическое украшение попадает и на территорию древней Руси
. Наборный пояс играл особую роль в системе ценностей раннего средневековья, он нес большую семиотическую нагрузку, связанную, прежде всего, с тем, что его богатство и конструкция отражали положение владельца на социальной лестнице. Наборные украшения пояса содержат большой объем информации, заключенный в технике их изготовления, орнаменте и т. д.
В данной статье рассматривается лишь один аспект - проблема реконструкции древнерусского пояса. Для решения этой задачи используются материалы погребальных памятников, которые не только являются уникальным источником по обрядам, по мировоззрению оставивших их людей, но и несут много другой информации, например, позволяют составить представление об отдельных деталях костюма. Многочисленные ременные накладки, которые встречаются при раскопках древнерусских памятников, относятся не только к поясу, они могли служить украшением конской сбруи, кожаных сумок и кошельков. Попытка разделить ременную гарнитуру по функциональной принадлежности наталкивается на ряд трудностей, связанных с тем, что металлические накладки на разные категории предметов морфологически близки. Легче всего вычленяются бляшки от сумок и кошельков. Этот вопрос освещался некоторыми исследователями, и поэтому мы не будем на нем подробно останавливаться. Отметим лишь наиболее характерные признаки, свойственные бляшкам, украшавшим сумки.
Большие квадратные бляшки обязательно имеют прямоугольную прорезь для продевания скобочки, в которую вставлялся ремешок, плоскость сумки часто украшалась квадратными бляшками с розетковидным орнаментом (с осевой симметрией), нижний округлый край сумки или кошелька оформлялся под треугольными бляшками, одна сторона которых повторяла форму края сумки, а другая часто имела фигурный контур. Ремешок - застежка также украшался бляшками, однако их размеры значительно меньше поясных и уздечных, что и является их основной отличительной особенностью.
Отделить поясные накладки от сбруйных особенно сложно, а по материалам погребений, совершенных по обряду трупосожжения, практически невозможно. Даже наличие в комплексе деталей, характерных только для узды, таких, как Решмы и других, не может отрицать присутствия в том же погребении и наборного пояса. Отсутствие костей коня в кургане с кремацией также не доказывает того, что найденные в нем бляшки - поясные. Обычай укладывать снаряжение коня, в том числе и уздечку, в ногах покойного известен, например, по материалам южного Урала и Венгрии. Трудности есть и при работе с материалами захоронений, совершенных по обряду ингумации. Например, в шестовице, в погребении 110 набор бляшек (ремень, позволивший бы восстановить конструкцию, не сохранился) расположен между костяками коня и человека.
Неоднозначна функциональная принадлежность некоторых деталей ременного набора, например, колец - тройников (или, как их еще называют, распределителей ремней. Логичнее всего предположить, что они были составной частью узды, служили для скрепления трех ремней. Такое использование колец - тройников действительно встречается, например, в уздечном наборе XI в. из гаевки (среднее подонье - граница Руси и печенежской орды), реконструированном а. Н. Кирпичниковым. Однако можно достоверно констатировать, что подобные предметы входили и в состав пояса. Кольца - тройники, составляющие часть пояса, можно видеть у древних балтов, нередко они являются конструктивной деталью поясов финно-угорских народов, об этом свидетельствуют, например, Находки в древне - мордовских Крюково - кужновском и Елизавет - михайловском могильниках.
Совершенно оригинальное использование тройных колец - разделителей встречено в раннеболгарском больше - тарханском могильнике - они являлись украшением колчана.
Итак, учтя все оговорки, полифункциональность некоторых деталей, можно перейти к непосредственным проблемам реконструкции. История наборных воинских поясов уже насчитывала несколько столетий до того, как они попали на территорию древней Руси. В течение времени менялся их облик. Известны пояса с дополнительными подвесными ремешками без них, двойные и одинарные. Особый интерес для нас представляет венгерский пояс "Эпохи Завоевания Родины": один конец его свободно свисал, продетый через обойму или просто перекинутый через плотно прилегающую часть ремня, другой конец завершался пряжкой. Основная конструктивная особенность венгерского пояса - наличие дополнительного внутреннего ремешка, который не украшался металлическими накладками и продевался через рамку пряжки, застегивая пояс. Основная масса Находок деталей наборных поясов сосредоточена в "Дружинных" курганах конца IX - начала XI в. (гнёздово, ярославское Поволжье, владимирские курганы, памятники Чернигова, Киева, шестовицы. Название это условное и означает, что они насыпаны в период возникновения и становления русского феодализма и часть из них содержит погребения дружинников.
Как же выглядел пояс древнерусского дружинника?
Из литературы нам известны две попытки реконструировать древнерусский пояс. Д. и. блифельд предложил версию восстановления облика пояса из кургана 145 шестовицы. По мнению автора, пояс имел несколько подвесных ремешков, один из которых завершался большой листовидной бляхой - бубенцом. Такие бляхи характерны для конского убора, и это заставляет усомниться в том, что набор принадлежал поясу, скорее всего бляшки украшали узду. Реконструкция пояса с тремя подвесными ремешками, украшенного бляшками, составлявшими клад XI в. в стене елецкого монастыря в Чернигове, сделана б. а. Рыбаковым. Данная реконструкция представляется несколько умозрительной и бездоказательной, тем более, что автор включил в состав пояса круглые зерненые подвески, которые, очевидно, принадлежат женскому убору.
Кочевнические пояса и пояса жителей согда запечатлены в памятниках изобразительного искусства - каменных изваяниях, стенных росписях пенджикента, что намного упрощает реконструкцию. Единственным основанием для достоверного восстановления облика древнерусского наборного пояса могут быть погребения с ингумациями, где пояса сохранились in Situ. Сохранность материала и уровень составления полевой документации позволяют остановиться лишь на четырех комплексах: курган 450 из тимерева, курганы 95, Ц - 160 и Ц - 190 из гнёздова. В кургане 450 из тимерева костяк не сохранился, наборный пояс лежал в центре могильной ямы, он представляет собой кожаный ремень шириной 2 см и состоит из двух фрагментов длиной 66 и 32 см. Ремень украшен 36 серебряными бляшками сердцевидной формы, с пяти лепестковым цветком. В набор входят бляшки двух разновидностей - 16 широких и 20 узких; один конец ремня завершается пряжкой с неподвижным щитком, другой - наконечником. 17 узких бляшек примыкают к пряжке и расположены вдоль продольной оси ремня, т. е. как бы "Боком", 3 бляшки находятся около наконечника. Широкие бляшки укреплены вдоль своей поперечной оси компактной группой в центре ремня. Подобное сочетание двух разновидностей бляшек (широких и узких) в одном наборе - не редкость, оно встречается, например, в саркельском кладе 1949 года. Авторы реконструкции данного пояса размещают широкие бляшки на основном ремне, а узкие - на дополнительных, свисающих вниз ремешках. Рассмотрение тимеревского пояса показывает, что узкие бляшки могли располагаться и на основном ремне. Отдельно от наборного пояса был найден небольшой ременной наконечник и фрагменты узкого ремешка (ширина 1, 3 см, длина и; 4, 4; 4, 3 и 3, 4 см. Единственно возможное для маленького наконечника место в реконструкции пояса - завершение внутреннего дополнительного ремешка (видимо, это его остатки найдены в погребении), который по аналогии с венгерским поясом служил для застегивания пряжки, тем более, что ширина основного, большого наконечника около 2 см, просвет же рамки пряжки около 1, 6 см, что, естественно, заставляет предполагать использование дополнительных приспособлений для застегивания. Таким образом, пояс из тимерева по облику оказывается ближе всего венгерскому, единственное его отличие - наличие металлической накладки на внутреннем ремешке. Существование такой разновидности поясов на территории древней Руси отмечал и. янссон.
Из древнерусских памятников наиболее богатый Находками ременной гарнитуры - гнездово. Остатки наборного пояса и узды выявлены там в 45 комплексах (не считая богатейшего депаспортизированного материала из раскопок в. и. Сизова. Великолепный наборный пояс был найден в кургане Ц - 160 (раскопки Д. а. Авдусина, Т. а. Пушкиной, 1990 г. . почти полностью сохранился кожаный ремень; его длина около 168 см, ширина 1, 7-2 см. Судя по расположению остатков ремня, он опоясывал туловище (костяк почти не сохранился), а один конец свисал вниз. Пояс украшен 66 бляшками трех видов: на свободном конце и на части, прилегающей к нему, укреплены 34 сердцевидные, удлиненные бляшки с фигурным краем и геометрическим орнаментом. На остальной части ремня - широкие сердцевидные бляшки, укрепленные острым концом вверх. Среди них 29 украшены трилистником и три - с элементами геометрического орнамента.
Две из трех бляшек с геометрическим орнаментом примыкают к узким сердцевидным, "Открывая" ряд широких бляшек, а третья "разрывает" череду накладок с трилистником ближе к концу пояса, завершающемуся пряжкой. Свисающая часть пояса оканчивается ременным наконечником с растительным орнаментом. Пряжка расположена не по центру, а ближе к правому боку. Отдельный фрагмент узкого ремешка (ширина около 1 см) расположен у задней части пояса, ближе к левой стороне, он украшен небольшой бляшкой и миниатюрным поясным наконечником. Очевидно, это остатки дополнительного внутреннего ремешка, застегивающего пояс. Видимо, ремешок был достаточно длинным (об этом свидетельствует расположение маленького наконечника далеко от пряжки) и мог быть перекинутым через основной ремень. Так же, как и внутренний ремешок пояса из тимерева, он украшен металлическими накладками, отличающими его от классического венгерского пояса. С правой стороны погребенного расположены металлические накладки от сумки, основание ремешка - застежки которой украшено двумя широкими сердцевидными бляшками, аналогичными украшавшим пояс; остальная часть ремешка - застежки покрыта маленькими бляшками, такими же, как та, которая укреплена на дополнительном внутреннем ремешке пояса. Таким образом, очевидно, что четкого разделения бляшек на категории по принадлежности к разным объектам у древнерусского мастера не было и разные виды накладок использовались, прежде всего, исходя из эстетических и конструктивных соображений. Сумка и пояс составляли единый ансамбль, правда, возникнуть это единство могло либо при изготовлении предметов, либо при их ремонте. Второе предположение также имеет право на существование, так как широкие сердцевидные бляшки с геометрическим орнаментом, повторяющиеся на обоих предметах, выглядят несколько чужеродными в наборе пояса. Обращают на себя внимание также их малое число и случайность расположения - одна из них разрывает сплошной ряд накладок с растительным орнаментом (на схеме отмечены крестиком. Возможно, процесс изготовления сумки совпал с моментом необходимости починки пояса, и, таким образом, на нем появились бляшки указанного вида.
Исключительно интересный пояс был найден в кургане 95 из гнездова; он украшен бронзовыми бляшками, из которых одна сердцевидная, а остальные 58 - в виде кошачьих морд. Сами по себе бляшки уникальны, они сделаны в технике литья с потерей формы, по резной восковой модели и поэтому каждая индивидуальна и не похожа на другие. Однако изображения кошачьих мордочек построены по единому принципу: заостренные ушки торчат вверх, между ними почти на всех бляшках штрихами обозначена "Челочка", выделены округлые щечки, брови, которые, как правило, прорисованы одной линией с носом. У 21 бляшки внизу имеется петля, в 6 случаях в нее продето кольцо, остальные бляшки петли не имеют. Не очень понятно, каким образом пояс застегивался, так как пряжка отсутствует. Вероятно, для этой цели использовались два поясных наконечника, лежавшие у правого бока погребенного, к которым привязаны длинные кожаные шнурки. е вполне ясен общий облик пояса. Рассмотрение расположения остатков ремня позволяет предположить несколько вариантов реконструкции. Возможно, пояс опоясывал туловище дважды и завязывался с помощью ремешков с поясными наконечниками, укрепленных на концах пояса. Исходя из наличия двух ремешков - завязок со шнурками примерно одинаковой длины, можно предположить и наличие конструкции, аналогичной найденной в подболотье, где пояс, кстати, также украшен бляшками с подвесными кольцами. В подболотье пояс имеет два небольших, свисающих вниз конца и скрепляется с помощью пряжки, помещенной на двух внутренних ремешках. В кургане 95 из гнездова аналогичную роль могли сыграть наконечники с привязанными к ним шнурками. И, наконец, третий вариант реконструкции: может быть, мы имеем дело с поясом венгерского типа, где один шнурок - застежка прикреплялся к концу пояса, а другой - к внутренней части ремня; в таком случае свободно свисающий конец пояса должен был быть перекинут через прилегающую к телу часть пояса и закинут назад. Любой из предложенных вариантов демонстрирует пояс оригинальной конструкции, не вписывающийся точно ни в одну из имеющихся схем поясов. Даже расположение бляшек на нем нестандартное: во-первых, среди зооморфных бляшек встречена одна сердцевидная, которая выбивается из стилистически единого набора, во-вторых, одна из бляшек с петлей расположена вдоль ремня, а не поперек, как должно быть, исходя из ее формы (колечко, которое продевается через петлю, должно свисать вниз.
На территории древней Руси бляшки с подвесными колечками - редкость, они характерны для салтово - маяцкой культуры и для находившихся под ее влиянием финно-угорских культур Поволжья и Прикамья. Точные аналогии бляшкам с кошачьими мордами вообще неизвестны, отдаленное сходство можно найти лишь в тюхтятской культуре Хакасии IX - середина X в. в тюхтятской культуре были распространены антропоморфные подвески - личины, которые обнаруживают значительное стилистическое сходство с бляшками из гнездова, хотя последние и имеют ярко выраженный зооморфный облик. Характерные черты одной из групп сибирских подвесок - завитки на щеках, детальное изображение прически, а также высоко расположенные уши. Общей же стилистической особенностью антропоморфных изображений является слитная форма бровей и носа. Все эти признаки читаются и на бляшках из кургана 95, несмотря на переосмысление образа. Таким образом, в гнездовском поясе причудливо соединились алтайские и салтовские традиции, породив абсолютно оригинальное произведение декоративно - прикладного искусства, в котором с непосредственностью использованы различные конструктивные и декоративные элементы, не всегда с точным пониманием изначального их назначения. В. в. Мурашева (по материалам "Дружинных" курганов) Русь_археология_источники.
Читайте далее информацию о прическах на длинные волосы фото http://pricheski.ru-best.com/foto-prichesok/pricheski-na-dlinnye-volosy-...