Есть такой сериал "Борджиа" 2011 года.
Недавно я пересмотрела его в третий раз и внезапно нашла одну очень интересную короткую мизансцену.
Но сначала напишу, почему мне нравится этот сериал. Во-первых, сама эпоха - совершенно легендарная: разгул возрождения, Леонардо да Винчи, макиавелли, савонарола, артиллерийская революция в военном деле. Тонкие и увлекательные политические лабиринты. Потрясающие костюмы и прически
. Недальновидно - кипучие итальянские страсти вперемешку со столь же итальянским хладнокровным и жестоким коварством.
Во-вторых, не менее легендарная семейка борджиа. С личностью Чезаре я была знакома давно по сборникам рассказов сабатини "Суд Герцога" и "знамя быка", и по его же обширному жизнеописанию "жизнь Чезаре борджиа", которое построено больше как пламенная речь адвоката в суде, чем спокойное повествование биографа. (Мне немного мешало несоответствие сабатиниевских пассажей о суровом и обаятельном герцоге с неуловимо кроличьим ликом актера, но что поделать - на вкус и цвет. Папа Александр шестой - лучшая роль Джереми айронса. Да и личность восхитительно противоречивая, многогранная: умелый политик, интриган, бессовестно пользующийся положением, властью, деньгами - и вместе с тем действительно верующий католик, постоянно ждущий "Ответа" от господа, нежный семьянин, римский патриот. Вдвоем они - отец и сын - путем интриг и жестокости строят Италию, избавляют народ от гнета мелких тиранов и угроз внешних врагов, объединяют разрозненные княжества в одно государство. Дамы борджиа, о коварстве которых тоже ходят легенды, заботятся о сиротах и о благоустройстве города, о подаче питьевой воды и сохранении наследия древних римлян. Каждый раз поневоле задаешься вопросом, на который нет ответа: действительно ли цель оправдывает средства.
Я думаю, нет ничего глупее, чем пытаться оценивать жизнь далеких эпох с позиций нашего времени. В те времена, когда редко кому удавалось дожить до пятидесяти, когда свирепствовали болезни, когда каждый мог пасть жертвой наемного убийцы или просто уличного задиры с ножом за пазухой, когда яд на любой вкус можно было купить у любого аптекаря - можно понять, как торопились люди жить, любить, достигать своих целей. Успевая при этом писать сонеты, играть на лютне, воевать, строить сикстинскую капеллу, изобретать летательные аппараты - успевая, словом, больше, чем порой мы успеваем за нашу долгую спокойную жизнь.
Сериал не рекомендую, потому что в нем есть жестокость, нескромность и другие триггеры. Но еще там есть потрясающий макиавелли (сцена, где он выносит чучело совы неистовым мелким последователям савонаролы, каждый раз вызывает у меня писк восторга.
А внезапно замеченная мною сценка на стыке эпизодов - трапезничающая коллегия кардиналов на один миг повторяет "Тайную Вечерю" Леонардо. Я заметила эту пасхалочку только на третий раз, случайно: зацепилась не за сами позы, а за движения, ей предшествующие - выверенные и продуманные, как в танце.