Картина дня. Микеланджело Караваджо (1571-1610).
Святая Екатерина алекcандрийcкая.
Микеланджело меризи да Караваджо считается основателем реализма в живописи. После него не осталось ни одного эскиза или рисунка - все свои замыслы Караваджо сразу воплощал на холстах. Жизнь художника была весьма своеобразной. Отличаясь дерзким и вспыльчивым нравом, он постоянно попадал в какие-то темные истории, являлся зачинщиком драк, несколько раз попадал в тюрьму, дважды был обвинен в убийствах
. В творчестве художника главенствующее место занимают мужские портреты и жанровые сценки с участием мужчин. Чаще всего персонажи Караваджо - простые юноши "из Толпы", яркие, чувственные, жизнерадостные и отчасти грубоватые. Таким был и сам автор.
Картина "Святая Екатерина Александрийская" является редким для живописца одиночным портретом женщины - правда, чертами лица Екатерина все-таки напоминает мальчика. Екатерина александрийская дочерью правителя александрии ксантоса была. Принцесса была очень капризной, отвергая всех потенциальных женихов. Александрия в те годы слыла одним из самых просвещенных городов, славилась огромной библиотекой и отличными школами. Поэтому Екатерина отличное образование получила. Став царицей, приняла христианство. Во сне ей явился Христос и подарил кольцо; с того времени она считала себя христовой невестой. Когда император Максимин приехал в Александрию, чтобы совершить жертвоприношения и обряды по языческому обычаю, Екатерина ворвалась в храм и потребовала от императора оставить языческих богов и обратиться в христианство. Впоследствии была жестоко казнена и возведена в ранг святых.
На картине мы видим совсем юную девушку в белой блузе, расшитой золотом, и темном бархатном платье. Каштановые волосы разделены на пробор и убраны в прическу. Мягкое полудетское лицо, пухлые губы, аккуратные губы, темные настороженные глаза - если бы не тонкий золотистый нимб над головой, изображение было бы портретом обычной девушки.