"Гражданка Рут" (1996).
by Александр пэйн.
Ли общество о беременных беспокоится? Спросите об этом бездомную Рут, внезапно ставшую разменной монетой в споре пролайферов и прочойсеров.
Продолжая тему неидеальных фильмов о неидеальных женщинах, затрону этот сатирический бриллиант: первая его половина снята, не побоюсь этого слова, по-женски
. Кино открывается сценой секса, напоминающей подход Нины менкес в её студенческой работе "Magdalena Viraga" - демонстрацией безразличия женщины в противоречие карикатурным оргазмам голливуда. Образ героини тоже несколько рифмуется с "Магдалиной" (вероятно, режиссёр вдохновился творчеством менкес и как всегда умолчал: Рут - отброс общества, живущая от тюрьмы до ночлежки и вынужденная зависеть от случайных мужчин. Когда партнёр выгоняет её, она даёт волю ярости, уродливой и разрушительной, оттого предстаёт перед нами устрашающе реалистичной, а не вылизанной картинкой в духе "Айлин". Смешная мимика, грязное лицо, резкие агрессивные выпады и отсутствие всяческих ориентиров - неотъемлемые фрагменты личности Рут. При этом ей не чужды ранимость и доверчивость, а ещё она горячо любит музыку! Сама по себе героиня уже вносит вклад в правдивое изображение женщин - не все мы добрые, правильные и рациональные; не все мы должны вызывать безусловное уважение. Но почему Рут такая? На этот вопрос отвечают детали: она подвергалась насилию в прошлом, и это могло поспособствовать её токсикомании и уличному образу жизни. Вместо помощи, от семьи Рут получает лишь презрение, впрочем, как и от всего остального мира - так и вычерчивается портрет не "Мерзкой Бомжихи", а простой женщины в тяжёлой жизненной ситуации, которой неоткуда ждать понимания и поддержки.
Всё меняет беременность, но, к иронии названия, как раз - таки государство и не заботит судьба Рут. Зачем, если можно передать всю ответственность им - по мнению режиссёра, двум сторонам одной монеты (не медали), где вместо Heads or Tails будет pro - Life and pro - Choice? Адепты борьбы против и за аборты задуманы здесь одинаково безумными, но мне всё же кажется, что их вред женщинам несоизмерим - создатель это понимает и между строк выражает свою симпатию. В фильме и те, и другие преследуют свои интересы, отодвигая нужды подопечных на дальний план, однако, в конце концов, именно голосами прочойсеров глаголит истина ( "Твоё Тело Принадлежит Тебе Самой" вместо "твоё тело принадлежит богу"), и именно они близки к оказанию героине искренней помощи. В девяностых, наверное, можно было смотреть на всё это непредвзято и смеяться с поклонений матери - луне точно так же, как с христианских завываний, но сейчас, после отмены решения "Роу Против Уэйда", всё выглядит однозначно. Пожилые женщины с пышной причёской и ясными глазами, призывающие не убивать "Ребёнка"; их мужья, чуть что хватающиеся за ружьё; "медицинские учреждения", занимающиеся исключительно пропагандой - наша удручающая реальность. Как бы ни забавлял нас легендарный американский абсурд, при ближайшем рассмотрении эти моменты неумолимо пугают и заставляют задумываться о совсем невесёлых вещах.
Пусть режиссёр тоже эксплуатирует фактический опыт бездомных женщин для достижения своих целей (поупражняться в сатире и собрать восторги публики), итоговый продукт бесконечно хорош. Фильм умело расширяет концепцию "Тело Женщины - её Дело" до "вредные привычки женщины - её дело", "деньги женщины - её дело", "жизнь женщины - целиком и полностью её дело", убеждая нас оставить таких, как Рут, в покое. Отсутствие положительных мужских персонажей и их небольшое количество в целом сильно радует, а яркий женский образ, исполненный нечеловечески гениальной Лорой дерн, надолго поселяется в памяти. Мрачность повествования к концу смягчается, и - самое главное - в выигрыше остаётся одна героиня. Теперь ни от кого не зависящая.