Средневековье прерафаэлитов: миф или реальность?
По картинам прерафаэлитов можно изучать разве что романтизированное видение прошлого, существовавшее в XIX веке, а вот в качестве источников для его исследования и реконструкции их использовать нельзя. Кто-то из мастеров попросту не стремился к исторической достоверности, а кто-то допускал сознательные ошибки в угоду эстетике. В целом, для их полотен характерны общие погрешности:
* анахронизмы: одежда, доспехи и предметы обстановки взяты из разных десятилетий и даже столетий;.
* изображение только всего самого романтичного, красивого и пафосного: именно по этой причине прерафаэлиты рисовали, в основном, самые визуально привлекательные доспехи - конца XV - начала XVI веков. И если рыцарские облачения и старинная архитектура сохранились довольно хорошо, то совсем по-другому дело обстоит со средневековой одеждой - она была совсем не такой привлекательной, как хотелось бы художникам. Поэтому средневековые костюмы на картинах скорее "Фантазийные";.
* приукрашивание: для большей привлекательности художники дополняли то, что видели в исторических источниках, уймой декоративных элементов - к примеру, если мы говорим о нарядах, то это накладки, вышивки, тесьма, узоры.
Ну и, конечно, о моде средних веков нельзя судить, исходя из современной карты Европы: в разные периоды страны, народы, регионы изменялись, дробились и соединялись, так что в элементах одежды, аксессуаров, головных уборов были различия. Причем тон задавали климатические и территориальные особенности, а не формальные границы между странами. Более заметными эти различия к XV - XVI векам становятся.
Доспехи в разные периоды в различных регионах Европы могли отличаться, существовала и мода на них. Наиболее заметное различие начинается в XV веке, когда европейские школы доспехостроения делятся на две - итальянскую и немецкую школы.
Рассмотрим конкретный пример:
Картина "Встреча на Башенных Ступенях" была написана Фредериком Уильямом Бертоном под влиянием поэмы его друга - известного кельтолога уитли стоукса. Она же, в свою очередь, была создана на основе старинной датской баллады.
На рисунке, написанном акварелью, запечатлена сцена последней встречи тет-а-тет легендарной скандинавской принцессы хиллелилы и ее возлюбленного - английского принца хильдебранда, по сюжету баллады, служившего ее телохранителем, а затем ставшего ее возлюбленным и павшего в битве с ее отцом и братьями.
Так, наряд хиллелилы и доспехи хильдебранда взяты из разных столетий: платье, подбитое тонким мехом - это зимний вариант наряда. Могли ли существовать ткани такого глубокого синего цвета - нельзя сказать точно, ведь оригиналов одежды не сохранилось, а цвета на средневековых изобразительных источниках изменялись со временем. К тому же, для покраски полотна и создания картин использовались разные пигменты. В том случае, если говорить о прическе - то в целом косы на тот момент были самым распространенным способом укладки волос.
На хильдебранде - типичный полный кольчужный доспех раннего темного средневековья, характерный для X - XII веков, такие носили вплоть до начала крестовых походов. Но стоит обратить внимание на несколько вещей: шлем, меч и обувь.
На шлеме бронзовый наносник, который был характерен для ярлов (знати) или просто богатых воинов. В целом, это не является ошибкой: автор, скорее всего, хотел показать достаточно простое облачение, но с элементами качественного декора.
Что касается меча, то его эфес, тисненая кожа и повторяющиеся узоры на ней, скорее, соответствуют более позднему периоду. Кроме того, изображен романский тип меча, а на картине было бы уместным изобразить каролингский.
И, наконец, рыцарь на рисунке носит остроносые пулены, которые стали входить в моду ближе к XIV веку, а до этого были распространены круглоносые. Символизм Symbolismus_живопись Symbolismus_теория.