Танцевальные дома. Много - много лет назад, когда луна в речку луду упала, с неё сказки свалились да в ледяной воде в алмазы превратились.
Луну из луды рыбаки неводом выловили и обратно на небо закинули. А вот про лунные сказки они и не ведали.
Алмазы им, конечно, часто в сети попадались, но поморам камни, хоть и блестящие, а без надобности. Алмаз - то, вишь, только после огранки глаз радует, а так пустое. А потому рыбаки их обратно в речке топили, ругались, ворчали: "чтоб тебе пусто было! Таку тяжесть всема волочили! В камне жизнь или смысл искать никому в голову не приходило
. Но это пока сказочнику Киприяну Жилину вся красота и душа камня не явилась. Он - то в алмазе и сказки углядел, и словами их передать сумел.
Вот одна из этих сказок.
В уездном городишке Няндома купец по имени нян жил. Все его знали, потому что он постоялый двор содержал. Но не об этом Киприян мне сказку - то рассказал.
Как-то нян Лукич по приглашению в Санкт-Петербург отправился. А там все на французский да немецкий манер разговаривают: "бонжур, месье! Ви, ви! Зер гуд! " Под руку няна подхватывают и во дворец в танцевальные залы ведут.
В залах шику! Блеску! Повсюду огни! Нян Лукич так и замер - моргнуть не моги!
Тут же глашатай всем поклонился: "венский - медленный! " - Объявил. Грянула музыка - вальс закружил.
Дамы в шелках, невиданных платьях, причёски диадемами с драгоценными каменьями украшены. Кавалеры в мундирах с эполетами, ордена во всю грудь, в галифе наглаженных. Все по струнке подтянуты, каблучки по паркету щёлкают. Платья плавно плывут, а причёски пышные слепят золотыми заколками.
Долго нян со стороны за кружащими парочками наблюдал, потом тоже иностранную даму пригласил и сам станцевал.
И так это действо няну понравилось, что решил он и дома танцы устроить, чтоб и в родном городке красоты поприбавилось.
Вернулся нян Лукич в свою Няндому, всем об увиденном рассказал, решил: "буду строить танцевальный дом! " И накопленный капитал подсчитал.
Вот только огромные залы построить не выходило никак. Не было в городе столь кирпича, и все на няна рукой махали, мол, выжил из ума старый чудак.
А танцевать - то очень хотелось, вот нян всех на улицу и созвал.
- В петербурхе … - сказывал. - В шелках да бархатах идут на балы, а ты просто в сарафане или рубахе приходи!
А как собралось полным-полно зевак и разинь, нян поклонился публике и "Провинциальный Вальс" объявил.
- Афоня, анструметов нету - патефон заводи! - Нян Лукич сынишке крикнул и тут же в пляс. - Ох! Ох! Хорошо! Нет, не можу устоять, музыка до глубины души пробират!
Нян подхватил супружницу и пошёл танцевать. И так хорошо пошёл, что всё поле вытоптал. До самого вечера нян танцевал, Афоня, несчастный сын, всю руку на патефоне вымахал.
А вытоптыши на поле остались по форме не круг - и не квадрат.
- Раз, два, три! - Поворот и шаг назад.
- Раз, два, три! - Наклон, полный оборот отступили вправо.
- Раз, два, три! - Покружились на месте, шагнули влево.
В конце концов на поле такая фигура нарисовалась, что как бы она не называлась, а плотник Василий увидел следы и сразу смекнул, что да Куды.
Василий полдня ещё помудрил (пилястры, наличник, узоры чертил), а как рассчитал, так бригаду позвал.
По няна следам венцы разложили, за пару недель домишко срубили. Дом получился не очень большой, но каждый простенок и угол чудной.
В доме сияло, музыка пела, для танцев, считай, сделал полдела.
Правда, в доме лишь двое вместились, а все остальные вокруг закружились.
Нян прокричал:
- Афоня, дави!
И поплыло:
- Раз, два, три! Раз, два, три! Раз, два, три!
Гости кружились, огибая углы, все танцевали - шумели балы.
Дом танцевальный с чудными углами очень жителям Няндомы понравился. После похожих построили много, вальсам учились без педагога. В Няндоме эти дома прижились, многие лета танцы кружились. Copyright: макурин Денис, 2020 фото с сайта краеведческий музей "Дом Няна" историигородаN.