Символика одного портрета ….
12.02.2025 в 17:27
12 февраля - день рождения Елены Ивановны Рерих.
Символика портрета Е. и. Рерих.
В августе 1937 года в письме к Рихарду рудзитису, Елена Ивановна Рерих писала: "года два - три тому назад великий владыка указал, чтобы мой сын начал писать мой портрет. Я очень этому удивилась, и разгадку этому получили лишь на днях. Когда-нибудь вам расскажу. Портрет был начат, но не закончен.
В ноябре портрет был закончен.
Л. в. Шапошникова написала о символе так: "…сам символ, его образ и форма принадлежат предметно проявленному и плотному миру, но его энергетика несет качество невидимого … мира. Два мира, два состояния материи, два разных качества энергетики пересекаются и живут в символе".
Портрет написан маслом, на холсте, размером 130, 8 х 133, 4. то есть по форме приближен к квадрату. Квадрат - эмблема "Нравственной Справедливости и Божественного Равновесия, Выраженного Геометрически", в который вписаны все силы и великие симфонии физической и духовной природы. Также квадрат есть символ мира проявленного и человека, достигшего безсмертия.
Портрет поясной. Елена Ивановна сидящей в кресле за столом изображена. И хотя фигура её статична, наличие нескольких планов позволяет нам двигаться в пространстве картины. Попробуем рассмотреть символы от центра композиции.
И первое, что притягивает наш взгляд - прекрасное, одухотворенное лицо Елены Ивановны, её глаза. Мы видим особую, необычайную женщину и вспоминаем слова: "В ней в Великой Гармонии Слилось Небесное и Земное".
Красивые пряди волос с проседью в прическе Елены Ивановны в форме плоской спирали напоминают "Языки Пламени". Которые, в свою очередь являются символом огня - огня духовной природы женщины, "Предоставившей Себя на Испытание Пространственному Огню".
"Учение растет спирально, как и все сущее. Благо тем, кто понял чередование спирального огня. Конец пламени изображался древними как плоская спираль".
Волосы Елены Ивановны на темени собраны в пучок в форме ушниши. Ушниша - "Символическое Выпячивание Темени на Изображениях Будд и Бодхисаттв, Является Символом Раскрытия Мозгового Центра" и "одним из основных признаков будды … как знак достигнутого просветления".
Одета Елена Ивановна в шелковый, золотистого цвета, парадный халат, рукава и ворот которого оторочены черным мехом.
С древнейших времен во многих традициях золотой цвет считался символом "Божественного Начала, Огня и Истины".
На груди Елены Ивановны, у сердца, приколота роза.
"Цветок - это Символ Знания Духа".
Роза - символ сердца и совершенства.
Недаром в алхимии роза символом тайны была".
"Поистине Роза Будет Символом Консонанса и Доминанта Света Розы Будет Соединена с Сиянием Сердца".
"Мужество из чистого сердца родится. Можно сравнить его с розою, где смысл цветка во множестве лепестков … мудро понять, что лишь владыка цветка имеет доступ ко всем лепесткам".
"Так Можно Научиться Ценить Каждое Звучание Сердца, Когда Тайный Цветок Являет Множество Лепестков, Хранящих Сокровение Духа".
Наступающая эпоха матери мира, согласно учению живой этики - эпоха сердца, а Елена Ивановна названа духом, "Живущим Психожизнью Всего Сердца" и "тарой сердца".
"Самый Сокровенный Рычаг Космоса - Сердце".
"Красотою и Сердцем Создаются Миры".
Кроме того, роза в своем строении содержит спираль. А символика спирали настолько обширна и фундаментальна по своему смыслу, что достойна отдельного исследования. Здесь и "Спираль Творчества Архата", и "спираль жизненного принципа", и "спираль космических событий", и "спираль духотворчества", и "спираль воли" и многие другие понятия, которые объединяет главное - закон спирального напряжения всех видов огненной энергии на всех планах бытия. И потому роза на груди Елены Ивановны - символ восприятия ею в физическом теле мощных огненных, космических энергий, огненного опыта, проведенного в сотрудничестве и под руководством учителей человечества.
Вторая роза, лежащая несколько в стороне от центральной композиции - возможность использовать опыт Елены Ивановны теми, кто будет достоин и сможет пройти её путь.
На столе перед Еленой Ивановной два предмета - книга и старинный ларец. В ларце - камень.
"Камень, упавший с Ориона хранится в братстве. Осколок его посылается в мир, сопутствовать мировым событиям и своею внутреннею магнетическою силой держит соединение с братством, где лежит главное тело камня. Принцип простого магнита".
"Явление Камня Всегда Сопряжено с Женским Началом".
В ходе центрально - азиатской экспедиции "Камень и Высокая Энергетика Елены Ивановны" закладывали духовные магниты. "На Сформированном Такими Магнитами Поле в Будущем Сложатся Новые Центры Культуры".
Книга - следующий символ, имеющий двойной смысл.
Первый - знания, данные учителями человечества в сотрудничестве с Еленой Ивановной Рерих, учение живой этики или Агни йога - "Новая Система Познания", "философия космической реальности".
"Вся Методология Живой Этики Тесно Связана с Действием Законов Космоса, без Учета Которых не Может Существовать в Современном Мире ни Одна Система Познания".
"Учение пригодно для всего мира, для всех сущих. Чем обширнее поймете, тем вернее для вас".
Второй смысл символа книги перед Еленой Ивановной - её "Книга Жизни". В буддийской традиции жизнь человека сравнивают с книгой. Закрытая книга означает завершение земного пути, земных воплощений.
"В Твоей Завершающей Жизни Лежит, как Камень Основания, Подвиг Матери Мира".
"Портрет красочен мой очень. С правой стороны портрета очень древнее каменное (должно быть из базальта) изображение Кришны".
"И Здесь Кришна - Возничий Арджуны, Перед Битвой на Курукшетре Являет Себя, как Высшее Божество и Излагает Высшую Духовную Философию".
По цвету портрет разделен горизонтально на две части. В верхней части преобладают холодные изумрудно - бирюзово - синие тона. В нижней - теплые золотисто - пурпурово - лиловые.
На портрете изображена женщина, получившая имя матери Агни - йоги, давшая миру учение, свой огненный опыт, непонятое нами спасение; достигшая космических высот духа, посланница великой иерархии света, доверенная братства, названная великим владыкой своей наместницей.
( По материалам тимаковой Л. и., Глущенко Л. и., алматы, культурный центр им. Н. к. Рериха, 2009 г. ).