Какие головные уборы мужчины на РУСИ носили.
Колпак, тафья, мурмолка - традиционные шапки княжеского и царского времени.
Современные историки насчитывают более десятка головных уборов мужчин всех времен на Руси, но, пожалуй, останавливаться на уборах священников или шлемах воинов нет смысла. Куда интереснее рассмотреть головные уборы знати и простого народа.
Шапкой на Руси называли все головные уборы, преимущественно мужские.
И если женские аксессуары подробно описаны в самых разных источниках, то информацию о мужских шапках приходится собирать по крупицам из разных летописей.
Но в итоге можно выделить несколько традиционных головных уборов, которые носили во времена княжеской и царской Руси до того, как начались масштабные преобразования Петра I.
Колпак - вместо айфона.
Самый распространенный головной убор, который носили представители разных сословий.
Выглядел как остроконечная шапка с подворотами, по которой можно было распознать, насколько знатный перед тобой человек. Крестьянские колпаки делали из дешевого меха или мягкой ткани, а боярин позволял себе добротный меховой колпак, украшенный драгоценностями.
Есть свидетельства, как великий князь Василий Иванович, отец Ивана IV, желая впечатлить иностранцев, надел "Белый Колпак, у Которого с Обеих Сторон Были Драгоценные Украшения, Сделанные из Золота, из Которых Торчали Вверх Золотые Пластины Наподобие Перьев".
Колпак был не просто головным убором, он становился витриной. Доктор исторических наук Наталья Жилина приводит в пример завещание начала XVI века, в котором описывают, как русский князь Иван взял у своей матери, волоцкой княгини, "во Временное Пользование" разные фамильные драгоценности.
Эти драгоценности он пришил на свой колпак, среди прочего там были серьги из сестриного приданого. Ничего из этого князь уже не вернул.
Шапка Мономаха, для избранных.
В черняховской культуре (общий термин для полиэтнического общества, в которое, по мнению ряда исследователей, входили и предки славян), описывают несколько видов головных уборов.
Конической формы, то есть колпаки с отвернутыми боковыми лопастями (подворотами), и полусферические - они со временем эволюционировали в особый тип шапок.
Их имели право носить только люди, обладающие большой властью. Самый известный пример - шапка мономаха.
Шапка Мономаха весила почти килограмм, а ее происхождение - вопрос до сих пор спорный.
Кто-то говорит, что это подарок монгольского хана узбека.
Другие настаивают, что регалия пришла от византийского императора Константина IX Мономаха, отсюда и название.
Иные историки считают, что головной убор создали в Москве, а название его придумали позже, чтобы подчеркнуть, будто царская власть существует при духовной поддержке самой Византии.
Вообще "Золотые Шапки" попадаются в исторических документах часто и всегда выступают как венец княжеской власти.
Много драгоценных камней, золотые зубцы по краям, имитация креста на макушке - в этих головных уборах было всё, чтобы впечатлить зрителей.
Французский наемник Жак маржерет в своем "Состоянии Российской Державы и Великого Княжества Московского" прямо называл шапку Мономаха княжеской короной.
Тафья, тафейка или скуфья, для дома.
Эта маленькая шапочка, которую носили дома или надевали на улице под колпак, похожа на восточную тюбетейку, имеет прямое с ней родство и завоевала популярность в XV - Xvii веках.
Иван грозный настолько любил тафью, что отказывался снимать ее даже в церкви, несмотря на требования митрополита Филиппа.
Этот головной убор носили представители верхнего и среднего сословия, перенявшие от татар привычку коротко стричь волосы: "в Кружок", "в скобку" или просто наголо.
Поскольку до этого предпочитали носить длинные прически чуть выше плеч, новые стрижки потребовали новых решений, чтобы не мерзла голова. Так в обиходе и появились тафьи, покрывающие темя.
Мурмолка, как у деда мороза.
Еще одна восточная шапка, которую скорее представляешь на персах, чем на русских боярах Xvii века. Однако именно в те времена мурмолка (другое название науруз) была наиболее популярна.
Мурмолка представляла собой высокую шапку с плоской, суживающейся кверху тульей и большими меховыми отворотами. Отвороты пристегивались к тулье двумя пуговицами, хотя богатые люди предпочитали на их место вставлять драгоценные камни.
Шапки шили из шелка, бархата и парчи. Мурмолки можно встретить и в наше время: их нередко их шьют для костюма деда мороза.
Треух - предшественник ушанки.
Прототипом известной шапки - ушанки был треух - головной убор с тремя откидными деталями.
Помимо двух лопастей слева и справа была еще одна, которая располагалась сзади и закрывала от ветра шею. Почему-то принято считать, что прообразом треуха стал монгольский малахай, который носили кочевники. Хотя в то же время подобные шапки существовали и у поморов, живущих у белого моря, испокон веков.
Треух стал быстро популярен среди крестьян: удобная шапка защищала в сильные морозы, а когда становилось теплее, можно было завязать все три лопасти на затылке.
Подобные головные уборы были признаком достатка, а в конце Xvii века стали массово распространяться женские треухи.
Так, у царицы Натальи Кирилловны, матери Петра I, в гардеробе были три подобные ушанки, а у супруги Федора Алексеевича Агафьи Семеновны - сразу четыре.
Источник: Nonalcoochakovo.
Традиционный мужской головной убор россии а разное время.
В период 14 столетия на Руси мужской русский головной убор у всех представителей сильного пола был одинакового фасона и вида.
Это были шапки из меха, войлока, плетенки, которые по форме напоминали колпак.
Знатные мужи поярковые шапки из дорогой овчины носили.
В зимнюю пору носили шапки малахаи, то есть ушанки, которые плотно закрывали голову от суровых русских зим.
На голову простой люд надевал шапки в виде Гречишников, которые действительно по форме и текстуре напоминали форму пирога из гречки.
Далее в 15 столетии появились маленькие шапочки, покрывающие только макушку - тюфьи. В это же время пошла мода на состригание волос под горшок, что гармонично смотрелось в тандеме с таким головным убором.
На улицу мужчины надевали тюфью, а поверх нее колпак или малахай.
В это же время и ближе к 16 столетию в тандеме с тюфьей популярным оставался колпак, шапка конусообразной формы и широким отворотом из меха. На отворотах крепились пуговицы, которые назывались запонами. Материалы изготовления колпаков - бархат, поярка, войлок.
В период 17 столетия стала популярной мужская русская народная шапка - науруз, которая являлась разновидностью привычного русскому народу колпака. Но это была шапка с аккуратными и небольшими отворотами, украшенными кистями и пуговицами.
Далее в этом же столетии появились шапки мурмолки, у которых была плоская и расширенная тулья, напоминающая усеченный конус. К шапке прилагался меховой отворот, который напоминал лопасть, а придерживали отворот пару пуговиц. Изготавливали такие предметы гардероба из бархата, шелка, парчи.
Спустя какое-то время мужчины стали надевать не только тюфью, колпак, но и поверх него горлатную шапку. Такое название изделие получило в силу того, что изготавливалось из горлышек соболя.
Завершающим этапом развития национальных мужских головных уборов на Руси стал приход к власти Петра I, который "Открыл Окно в Европу". По его приказам знать стала носить парики, а также шляпы, завезенные из европейских развитых государств. Источник: Vladofootwear Россия_историрусскойшапки_головныеуборы_интересныефакты сербиядардуши_чтоносилинаруси всёороссии.