История городецкой росписи.
В Xvii в. в заволжских лесах появились бежавшие старообрядцы, солдаты и ремесленники с вековыми навыками в разных ремёслах. Расположение Городца на большой полноводной реке, близость макарьевской (нижегородской) ярмарки, малые наделы и неплодородная земля способствовали развитию промыслов и торговли. Богатые леса постоянным источником сырья служили. В Xvii в. в этих местах начал развиваться деревообрабатывающий промысел. Им занимались крестьяне всех окрестных деревень вокруг Городца
. Кто-то вырезал ложки, кто-то точил посуду (чашки, миски, поставки, солонки), а кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества, пряничные доски. На берегу волги располагался щепной ряд (торговля деревянными изделиями. Были здесь сани и дровни, кадки и ушаты, деревянные вёдра и лохани, плетёная мебель и корзины, сита и решёта, и яркие городецкие донца прялок - необходимых женских орудий, так как фабричные ткани были дороги. Донце (часть, на которой сидела пряха, оно же служило подставкой для гребня, на который навешивалась кудель из шерсти или льна, а из неё вытягивалась пряжа) делалось из широкой доски, плавно сужавшейся к головке - подставке с отверстием, куда вставлялся гребень для пряжи. Пряха, окончив работу, вынимала гребень, а донце вешала на стену, и оно украшало избу, напоминая вышитое полотенце, сама конструкция его была придумана для этого. Поэтому народные умельцы уделяли особое внимание украшению досок резьбой и росписью, донца были нарядными, красочными, расписными.
Промысел расписных донец не сразу сложился. Ему предшествовали три этапа: донца резные, донца резные с инкрустацией, донца резные с инкрустацией и росписью. Почти в каждой семье занимались их изготовлением. Многие работали в избе целыми семьями. Отец или старшие сыновья вырубали топором форму и долбили головку - подставку под гребень. Поверхность донца фуганком сыновья помладше выглаживали. Жена и младшие дети наклейкой головок на донце занимались. До середины XIX в. изготовление "Белья" для прялок производили из крупного и толстого куска древесины, из которого вырезали широкую лопасть донца, где сидела пряха, и головку (копыл, или копылок), служившую подставкой для гребня, который делал головку прялки похожим на гребешок птицы. Во второй половине XIX в. "Копылок" стали вырезать отдельно и приклеивать. Никита Краснояров стал изготавливать первые донца с контурной и скобчатой резьбой, в которой применил не только плоские, но и полукруглые стамески. Новшество породило особый - Городецкий стиль резьбы. Эти приёмы позволяли делать резьбу более разнообразной.
Возникновение расписных Донец датируют серединой XIX в. резчики начали подцвечивать резьбу соком ягод и кореньев, позже красками для росписи. Подкрашивали светлое дерево основы, и даже вставки из чёрного дуба. Подкраска Донец способствовала зарождению нового искусства, которое превратилось в известную на весь мир Городецкую роспись по дереву.
В 1870 г. в село косково из Городца приехал иконописец Николай Иванович огуречников. Он научил местных ремесленников варить клей, готовить краски, показал первые образцы цветочного орнамента и другие элементы, например, иконописного коня Георгия Победоносца. Кроме Донец, расписывали поставки (поставцы), солонки, дуги, детские стульчики, каталки, игрушки и многое другое (на фото: мочесник (коробка для хранения льняной пряжи и веретён), луб, XIX в..
Городецкий промысел около пятидесяти лет просуществовал. Его расцвет приходится на 1890-е гг., когда выработка Донец доходила до 4 тысяч в год, но уже к началу ХХ в. промысел пришел в упадок. После I мировой войны расписное производство полностью прекратилось, и даже самые знаменитые живописцы были вынуждены искать иной заработок.
К концу XIX в. народные мастера стали писать жанровые картинки, сцены гуляний. Часто сюжетной линией Донец, входивших в приданое, была иллюстрация свадебных обрядов: невеста, едущая в карете, смотрины, встреча жениха. Лица народные мастера писали в одной манере - в виде белого кружка, на котором тонкими чёрными линиями обозначены черты человеческого лица. Причёски, как у мужчин, так и у женщин отличались большой изысканностью, но в окраске их применяли только чёрный цвет. В изображении самих фигур использовали плоскостное цветовое решение, при котором основные крупные пятна (юбки, жакеты, пиджаки, брюки) окрашивались без контура, в виде однотонного красочного силуэта.
(Текст и фото из интернета) роспись творчество Городецкая_роспись русские_традиции.